Книжные издательства ищут новых российских авторов, чтобы заполнить пустоту, образовавшуюся после потери возможности публиковать западные бестселлеры. На ситуации пытаются нажиться мошенники и пираты.
После февраля 2022 года некоторые зарубежные писатели и издательства отказались сотрудничать с Россией. Однако полной "литературной блокады" не произошло: у издательств получается так или иначе обходить санкции. Например, с помощью "саммари" — кратких пересказов зарубежных книжных новинок. Не остаются без работы и российские авторы. Издательства "Эксмо" и "Азбука" регулярно сообщают о поиске новых имён. "ДП" выяснил, испытывает ли книжный рынок дефицит авторов, как изменились затраты издательств и гонорары писателей.
Процесс жизнедеятельности
Проблемой поиска новых звёзд литературы озабочены все издательства — маленькие и большие, специализирующиеся на любой тематике. Другое дело, что этим они заняты всегда и современность в большей степени обостряет существующие вызовы, чем создаёт новые.
Главный редактор издательства "Бомбора", специализирующегося на издании нон–фикшен, Рамиль Фасхутдинов говорит, что новые авторы нужны независимо от политической или экономической ситуации. "Чем больше авторов, тем издательству лучше. “Авторов слишком много, и новые пока не нужны” — такого точно никогда не бывает. Мы постоянно ищем новые имена и идеи, потому что хороших идей никогда не много", — рассказал он "ДП".
Проблемы с авторскими правами на издание иностранных писателей могут оказаться куда более серьёзным вызовом, чем нехватка новых имён внутри страны. "Ведь не везде наши авторы могут заменить зарубежных. Например, невозможно представить замену книге президента Microsoft или биографии Месси", — рассуждает Фасхутдинов.
В издательстве "Астрель–СПб" поиск новых имён считают неотъемлемой частью жизнедеятельности любого нормального издательства. "Дефицит авторов? Ну существует ли дефицит гениев? Конечно. Существует ли дефицит даже просто одарённых людей? Безусловно. Всегда", — рассуждает Александр Прокопович, главный редактор издательства.
В издательстве "Время" тоже отмечают насущность поиска авторов на рынке.
“
"Все издательства ищут новые имена. Такое имя — это лотерейный билет с выигрышем. Но поиск не “на поверхности” чаще всего рекомендуют близкие издательству авторы, критики, литераторы", — говорит pr–менеджер издательства Дмитрий Гасин.
На цунами не обижаются
Экономическая нестабильность последнего года пока что не сильно ударила по карману литераторов. По словам Александра Прокоповича, гонорарная политика в "Астрель–СПб" никак не изменилась. "Она более–менее одинакова во всём мире и базируется на проценте от продаж. Затраты увеличились из–за стремительного роста стоимости полиграфических услуг и материалов. Стараемся к этому относиться отстранённо… На цунами никто не держит обид", — рассуждает он.
Рамиль Фасхутдинов подтвердил, что гонорары авторов зависят от продаж, так как чаще всего издательства платят за проданные книги. Если книга хорошо продаётся, то растёт и гонорар автора. Если нет — гонорар не увеличивается.
"Система авансов практически ушла с российского рынка. Сегодня их выплачивают в небольшом количестве случаев. Например, когда автору нужны денежные ресурсы для изысканий, подготовки материалов для будущей книги. Или когда автор уже известен и издательство уверено в результате", — комментирует главный редактор издательства "Бомбора".
По словам Дмитрия Гасина, гонорары писателей упали или остались на прежнем уровне, а затраты издательств выросли. "Для каждого типа продукции, жанра, имени автора эти данные будут разными. “Средней температуры по больнице” не существует. Но точно можно сказать: затраты выросли у всех, и это не крохи в 2–4%, а значительно больше", — отмечает он.
Деньги не главное
Пока удаётся держаться на плаву и совсем небольшим независимым издательствам. Там не стремятся к многотысячным тиражам и миллионным гонорарам: важнее договорённости и качество выполненных работ.
"Если я вступаю в контакт с автором, то мы всё решаем не на уровне гонораров. Когда я издаю автора за свой счёт, то гонорар определяем числом экземпляров — я должен отдать 10%. Никакими денежными средствами мы не оперируем. Иногда автор приходит со своими деньгами: он просто хочет издаться именно в моём издательстве. Такое, к моей радости, до сих пор происходит", — комментирует Михаил Сапего, основатель независимого издательства "Красный матрос".
В разговоре с "ДП" он подчеркнул, что со времён пандемии издательское дело переживает тяжелейшие годы. После начала украинских событий и введения санкций подорожала бумага, а тиражи стали уменьшаться. При этом у "Красного матроса" они и так всегда были небольшими. С 1995 года издательство выпускало по 500–1000 экземпляров. Были и всплески — до 3 тыс. Сейчас тиражи книг составляют по 100–200 экземпляров.
Мошенники не спят
Тем временем воспользоваться сложной ситуацией в отрасли не прочь предприимчивые люди, заботящиеся отнюдь не о поддержке российского книгоиздательства. Недавно от имени неких кураторов, якобы связанных с Союзом независимых авторов и издателей, начали активно рассылаться письма, в которых утверждалось, что в сложившейся обстановке российские издатели находятся в поиске новых литераторов для возмещения прерванных контактов с зарубежными. Авторы послания предлагали начинающим писателям свои услуги — формирование издательского портфеля для представления крупнейшим издательствам России. Для этого нужно было прислать свои тексты и принять участие в некоем конкурсе.
При этом в крупных российских издательствах ни о чём подобном не слышали. На интернет–сайтах для самостоятельной публикации литературных произведений и в соцсетях писателей письма обсуждались исключительно в негативном ключе. В основном авторы подозревают, что у них попросту пытаются выманить тексты для пиратского издания.
Заместитель председателя Союза писателей Санкт–Петербурга Сергей Арно рассказал корреспонденту "ДП", что, по его мнению, конкурсом занимается подозрительная организация. Судя по отзывам в Сети, услуги этой компании ни к чему не ведут.
"Мало того что это совершенно неизвестная контора, их сайт — это дешёвый, плохо работающий одностраничник, на котором нет никакой юридической информации и ни одного имени (а логотипы министерства культуры и т. д., скорее всего, поставлены без разрешения). Но они ещё и апеллируют к давно закрывшемуся “Вагриусу”", — отметил Сергей Арно в письме коллегам (есть в распоряжении "ДП").
Издательство "Вагриус", некогда бывшее одним из главных публикаторов книг Виктора Пелевина, действительно упоминается в письме. Испытывать финансовые трудности оно начало ещё в 2010 году, а в 2017–м было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее.
Что касается самого Союза независимых авторов и издателей, то он был зарегистрирован в Москве в 2014 году, но на текущий момент, по данным "Контур.Фокус", имеет все признаки недействующего предприятия. Финансовая отчётность отсутствует, а сайт, судя по всему, давно не обновлялся. На запрос "ДП" в организации не ответили.