За прошедшие месяцы стало очевидно: глобальная переориентация торговли даётся непросто не только российским игрокам и государству, но также и новым иностранным партнёрам.
Уже больше года российские предприниматели методом проб и ошибок учатся вести бизнес с новыми компаниями, в новых странах и в условиях постоянно разрастающихся санкций. Установившиеся правила игры и актуальные риски при ведении внешнеэкономической деятельности зафиксировали участники юридической конференции, организованной "Деловым Петербургом".
По ту сторону занавеса
Весь прошлый год российским участникам ВЭД приходилось адаптироваться в реальном времени и искать надёжные способы перевода денег зарубежным контрагентам. Но одновременно с этим вынуждены были перестраиваться игроки из Турции, Бразилии, Индонезии и других стран, куда начала приходить валюта из России.
“
"Традиционные юрисдикции в этом плане перестали работать в привычном нам формате, а нетрадиционные оказались не готовы к внешнеэкономической деятельности в новом виде. Наш бизнес столкнулся там с разного рода препятствиями — валютными, регуляторными, налоговыми ограничениями", — констатирует управляющий партнёр Адвокатского бюро "Прайм Эдвайс" Екатерина Михальская.
Она приводит пример турецких банков, которые весной 2022 года из-за опасения вторичных санкций вовсе отказывались сотрудничать с российскими лицами, помня опыт Halkbank, попавшего под обвинения Минюста США в нарушении американских санкций, введённых против Ирана.
Прощание с долларом и евро
Сегодня уже выстроился механизм провода средств за рубеж через дружественные страны, но платежи в привычных долларах и евро часто ограничиваются, так как несут потенциальные риски, как для клиентов, так и для банков, замечает начальник валютного управления АО "ББР Банк" Маргарита Хрущева.
“
"К сожалению, нет никаких быстрых и здоровых механизмов вернуть средства, если они где-то застревают. Все платежи в долларах и евро всегда идут через банки-эмитенты — американские или европейские — и в любом случае их комплаенс в сторону России осуществляется крайне жёстко", — предупреждает она.
Некоторые отечественные игроки столкнулись с подобными проблемами, сопряжёнными с паникой на рынках весной прошлого года, когда в срочном порядке стали работать с не всегда проверенными партнёрами из дружественных стран, вспоминает управляющий директор Консультационной группы ТИМ Виктор Миронов.
"Одно дело, когда тебе какой-то крупный европейский завод не возвращает аванс — тогда ты приходишь к нему с официальными документами от российских или европейских юристов и требуешь поставки товара или возвращения средств. Но когда деньги застряли в Сербии, Турции или Казахстане у каких-то «сомнительных товарищей», то тут юридическая составляющая оказывается бессильна", — поясняет Виктор Миронов.
В конце концов универсального способа адаптации к новым условиям не существует, всё зависит от вида деятельности конкретного бизнеса, но абсолютно точно необходимо уходить от использования долларов и евро, уверена Маргарита Хрущева. В ином случае предприниматели тратят силы на поиск банка, где можно провести оплату, жертвуя временем, вместо прокладывания пути на новые рынки, на которых можно работать с альтернативными валютами.
Помог себе — помоги другому
Сейчас отечественный бизнес в кризисных условиях развивает ранее мало распространённые направления ВЭД. В том числе — транзит товаров для доставки в Сирию, которая тоже уже много лет находится под санкциями, но в то же время имеет меньше возможностей для их обхода из-за натянутых отношений с ближайшим соседом — Турцией.
Но к бизнесменам, которые пытаются выстраивать импорт продукции в Сирию, зачастую оказываются нелояльными отечественные таможенники, говорит управляющий партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Владислав Варшавский. По его словам, в стандартных документах вроде морского коносамента должны чётко указываться порты разгрузки и конечной доставки, но турецкие партнёры скорее всего оборвут любые переговоры, если узнают, что их товар дальше направится в Сирию. А постановление правительства РФ №311, ограничивающее вывоз определённых категорий из РФ, мешает транзиту через страну.
"Таможенный орган при попытке реэкспортировать товар в Сирию ссылается на постановление №311, которое запрещает вывоз груза с таможенной территории России. И все наши увещевания, что оно имеет исключения, если товар движется в рамках транзитной перевозки, не находят понимания", — указывает Владислав Варшавский.
Таможенные органы обеспечивают соблюдение установленного порядка перемещения товаров, говорят представители Северо-Западного таможенного управления. "Предложения по его совершенствованию, упрощению направляются в Министерство промышленности и торговли. С момента издания постановления правительства №311 отдельные положения были скорректированы как по обращениям таможенных органов, так и по инициативе бизнеса. Кроме того, существует разрешительный порядок перемещения товаров, при котором по результатам анализа условий конкретной поставки осуществляется вывоз товара", — объясняют в ведомстве.
Есть над чем работать
Эксперты соглашаются — несмотря на множество послаблений со стороны государства, касающихся как работы с валютой, так и механизмов ввоза товаров параллельным импортом, на практике деятельности предпринимателей могут препятствовать явления, которые сегодня выглядят уже архаично.
Старший юрист практики разрешения споров "ССП-Консалт" Яна Кириллова обращает внимание на размеры ущерба, которые учитываются при рассмотрении дел о контрабанде стратегических ресурсов. "Сейчас крупный размер контрабанды леса, которая была всегда в нашей стране, как стратегически важного ресурса, составляет 100 тыс. рублей. Что такое 100 тыс. рублей для стоимости леса? С обывательской точки зрения, за 9 кубометров леса люди получают вполне себе реальные сроки", — говорит Яна Кириллова.
Но при этом таможенные органы констатируют наличие послаблений со стороны государства, направленных на облегчение деятельности участников ВЭД.
Начальник отдела таможенных платежей службы федеральных таможенных доходов Северо-Западного таможенного управления Елена Баженова напомнила, что в прошлом году были обнулены ставки ввозных пошлин на 1200 товарных позиций, централизован порядок предоставления рассрочек по уплате таможенных платежей для системообразующий организаций, установлены тарифные льготы, а также повышены нормы беспошлинного ввоза товаров для физлиц.