Несмотря на мрачные прогнозы, бумажная пресса продолжает существовать и успешно конкурировать с цифровыми СМИ за внимание рекламодателей. Тем временем Петербург ждёт запуска новой системы торговли печатными изданиями.
В четверг, 25 мая, "Деловому Петербургу" исполняется 30 лет. Газета начала выходить в 1993 году, когда рынок печатных изданий современной России только формировался. К юбилею мы решили вспомнить, какими были печатные СМИ в 1990–е годы, и оценить, как обстоят дела сейчас.
Хорошо забытое
Печатная пресса всегда отличалась консервативностью. И если советское телевидение изменилось до неузнаваемости уже во времена перестройки, то многие газеты пытались играть по старым правилам вплоть до 1991 года. Зато после распада СССР в молодом демократическом государстве моментально появилось множество новых форматов периодической печати, которых раньше советский читатель не видел. Причём как серьёзных (например, профессиональные деловые СМИ), так и "жёлтых". Своеобразным феноменом своего времени стали газеты с объявлениями и рекламой, которые фактически выполняли функцию современных маркетплейсов и классифайдов, а также были прообразом социальных сетей.
“
"Если продукт органично соответствует потребностям рынка, то, учитывая российский масштаб, он обретает исключительную перспективу. Так произошло с газетой “Из рук в руки”. После 1991 года все хозяйственные экономические связи республик, входивших в Советский Союз, развалились. Мы вовремя предложили коммуникацию для жителей России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Наш продукт оказался органичным для информационных потребностей людей, и в 2006 году первичное размещение акций на Лондонской бирже позволило нашим иностранным партнёрам привлечь в газету 500 млн евро", — вспоминает Александр Евсеев, секретарь Союза журналистов Санкт–Петербурга и Ленинградской области и издатель газеты "Из рук в руки".
Главный редактор журнала "Город 812" Сергей Балуев считает, что в 90–е годы новые печатные СМИ создавались либо для решения политических задач (демократов, левых или патриотов), либо для заработка. По словам журналиста, петербургские издатели пытались копировать европейские тенденции — выпускать федеральную газету не в столице. Однако сделать общероссийское печатное СМИ в городе тогда не получилось.
Параллельно с издательским бизнесом развивались новые схемы торговли и распространения газет. В связи с бурными политическими событиями в стране продажа прессы стала выгодным бизнесом. Андрей Новиков, председатель правления ассоциации "Балтийская пресса" и издатель журнала "Эгоист", напоминает, что в СССР были специализированные киоски "Союзпечать", в которых продавалась пресса. После распада Союза их переименовали в "Роспечать", а владеть ими стало акционерное общество. Долгое время бизнес шёл успешно, но в сентябре 2022 года АО "Агентство “Роспечать”" обанкротилось.
Качеством, а не количеством
Сейчас газеты и журналы уже не существуют отдельно от онлайн–версий СМИ, отмечают эксперты. "Это медиабренды, которые производят контент для разных платформ, в том числе печатной. Просто у одних медиа длинная история бренда, у других короче. Печать стала менее доходной по сравнению с цифровыми платформами. Ежедневная пресса оказалась самой нерентабельной, но спрос сохраняется и люди читают. Больше шансов оказаться в руках аудитории, конечно, у бесплатной прессы или у той, что распространяется в дороге", — рассуждает Камилла Нигматуллина, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ.
Хотя естественный отток читателей бумажных версий СМИ происходит, востребованность традиционных газет остаётся вполне высокой. "Например, рекламодатели стали активно возвращаться в бумажные СМИ. Дорога до покупателя короче, а информация правдивее", — отмечает Алексей Блинов, генеральный директор "Панорамы TV".
Реклама по–прежнему остаётся одним из основных способов заработка для прессы. Альтернативные варианты — проведение конференций и мероприятий. Гораздо меньшее значение по сравнению с прошлыми временами имеют подписка и продажа в киосках. Это в том числе прослеживается по тому, насколько в городе сократилось количество ларьков с прессой за последние десятилетия.
“
"Сейчас, с развитием цифровых технологий и их активным проникновением в нашу жизнь, нет необходимости в таком большом количестве киосков прессы. Но это совсем не значит, что киоски не нужны. Пока есть спрос, должно быть предложение", — подчёркивает Андрей Новиков.
"Балтийская пресса" работает с правительством Петербурга в этом направлении. Город планирует изготовить, установить и подключить к электросетям нестационарные торговые объекты для торговли прессой за счёт бюджетных средств. Правда, реализация этого проекта затягивается. Изначально установить 100 "госларьков" намеревались в конце 2022 года, а в 2023–м добавить к ним ещё 200. Сейчас же говорится, что увидеть на улицах и площадях первые киоски петербуржцы смогут лишь нынешним летом.