Три с лишним миллиарда рублей — именно столько потратили клубы РФС на выплаты агентам в прошлом сезоне. Обоснованны ли такие расходы?
Эти люди предпочитают находиться в тени, но именно от них часто зависит распределение мест в чемпионатах. Для многих руководителей агенты значат больше, чем тренеры и игроки. И их услуги щедро оплачиваются — и в России, и в мире.
"Спартак" опередил "Зенит"
Не секрет, что футбольные команды в России, как и в других странах, платят комиссионные посредникам, и в этом нет ничего зазорного — агенты получают вознаграждение за участие в переговорах и сопровождение трансферов. И суммы набегают немаленькие.
В свежем отчёте Российского футбольного союза указано, что российские клубы (всех лиг) в прошлом году потратили по этой статье 3,1 млрд рублей (в пересчёте на евро чуть больше 36 млн).
Много ли это? Для РПЛ — да. Совокупная сумма расходов на посредников растёт каждый год, так что сейчас зафиксирован очередной рекорд. И это слегка удивляет, учитывая отток иностранных футболистов из России и приход легионеров не такого высокого качества.
Можно заметить, что постоянно в лидерах по выплатам находится московский "Спартак", за последние 5 лет он только один раз уступил первое место — в 2021 году, когда "Зенит" покупал Вендела и Ловрена. В остальном — красно–белые всегда на вершине. Им же принадлежит рекорд — 853 млн в 2019 году.
Петербургский клуб не всегда занимает второе место. Год назад сине–бело–голубые вообще оказались только седьмыми, ниже даже казанского "Рубина", который вылетел из премьер–лиги.
В сумме траты "Спартака", "Зенита" и ЦСКА составили за год примерно 1,7 млрд рублей, у всех остальных вместе — чуть более миллиарда.
Интересно, что два клуба в расходах на выплаты посредникам указали цифру "ноль". Воронежский "Факел" заявил, что покупал только игроков, которые ничего не стоили. А президент "Урала" Григорий Иванов высказал свою принципиальную позицию ещё в 2020 году: "Агенты — это способ вывода денег из клуба".
Ещё один важный момент: клубы не могут переводить напрямую средства зарубежным агентам. Сначала они (или игроки) переводят деньги российским компаньонам иностранцев, а те уже отправляют суммы дальше. Поэтому возможны случаи, когда команды переплачивают "посредникам посредников". Чисто российский вариант.
Кстати, агентские выплаты — не самая показательная часть бюджета. В случае подписания игрока в статусе свободного агента определённые деньги переводятся футболисту и агенту в качестве подписного бонуса, так как клуб ничего не потратил на трансфер.
Иногда выплаты по комиссиям разбиваются на 3–4 года — если контракты не были приостановлены.
При этом тот же "Спартак" утверждает, что всегда действует "вбелую". И самые прозрачные выплаты идут при трансферах игроков из Европы (сейчас их практически нет). В этом случае отчётности не подделаешь и данные не скроешь.
Игрок сборной — за 50 тысяч рублей
С Латинской Америкой, откуда, к примеру, большинство легионеров "Зенита", сложнее — там могут указать любую сумму и комиссию, лишь бы отчётность оказалась в порядке.
Известны и механизмы, как уходить от финансового фейр–плей. Одна из самых распространённых схем: аффилированная с футбольным клубом компания делает платежи за оказание определённых услуг — рекламных, аренды инвентаря или чего–то подобного. Не надо забывать и про старый проверенный метод — платить агенту наличными… Есть много способов пускать в пыль глаза болельщикам, чтобы показать — клуб приобретает качественных мастеров за разумные деньги, платя при этом копеечную комиссию.
Так, 3 года назад "Зенит" купил у "Рубина" полузащитника сборной России Алексея Сутормина за 50 тыс. (!) рублей — даже человек далёкий от футбола понимает, что так не бывает. Но сделка была официально проведена в РПЛ.
В этом сезоне, по информации "ДП", "Локомотив" выплатил агенту Сергея Пиняева и Максима Глушенкова 190 млн рублей за переход футболистов в их клуб. Однако руководство "железнодорожников" заявило, что агентские составили 120 млн — по 60 млн с каждого игрока. А куда отправились ещё 70 млн и кому — остаётся только догадываться.
Естественно, наибольшие выплаты обычно идут иностранным агентам. Ведь легионеры в основном дороже. Любой футболист из ведущих лиг Европы, как только слышит про Россию, умножает свою зарплату минимум на 3–4, а обычно — в 10 раз. Отсюда и большие суммы по проценту агентского вознаграждения.
Вообще существует два варианта взаимоотношений клубов и агентов. Первый, когда условный "Арсенал" ищет полузащитника с определёнными критериями. И обращается к человеку, который эту задачу обязуется решить. Официально, на основании договора.
Если всё проходит успешно, посредник получает вознаграждение — процент от суммы трансфера или деньги, зафиксированные изначально в соглашении.
Второй вариант — у агента может быть личное соглашение с игроком и в случае его перехода в клуб последний также платит официальное вознаграждение. Какое именно — закрепляется документально. По данным РФС, игроки перевели агентам за прошлый год 117,3 млн рублей. В 2021–м почти такую же сумму — 117,1 млн.
"Манчестер Сити" платит больше всей России
Обычно посредник получает от 5 до 10% с годового контракта своего клиента. Впрочем, точные цифры вознаграждения агентов (иногда их называют менеджерами игрока) всплывают редко.
Например, случайно выяснилось, что за переход Неймара в ПСЖ отец бразильского форварда и по совместительству его агент получил 40 млн евро. Но в целом выплаты такого калибра бывают там, где есть суперзвёзды, — россияне пока в эту категорию не входят.
Зато ещё один парадокс. Если взять среднюю температуру по больнице, то футбольным агентам в России платят больше, чем в Европе.
Хотя огромные агентские комиссии есть почти везде. Например, только в английской премьер–лиге в 2022–м на посредников ушло $267 млн. Первым в списке был "Манчестер Сити" с тратами в 35 млн фунтов (около 3,5 млрд рублей) — больше всей России в 2022–м.
При этом общий объём агентских выплат в 2022–м, по данным ФИФА, превысил $600 млн. Подавляющая часть средств (свыше 80%) приходится на клубы большой пятёрки — кроме Англии это Италия, Испания, Франция и Германия.
Такие цифры давно смущают Международную федерацию футбола, поэтому в нынешнем году планируется ограничить агентские комиссии 10% от суммы трансфера.
Другой вопрос, что в Европе огромные доходы агентов хоть как–то обоснованны и объяснимы экономически. В ведущих чемпионатах на матчах нет пустых трибун. Их лучшие клубы добираются до решающих стадий еврокубков. А телеканалы платят огромные деньги за покупку прав на трансляцию.
У нас же пять из шести клубов, лидирующих по агентским, связаны с бюджетными средствами или государственными компаниями — "Зенит", "Локомотив", ЦСКА, "Динамо" и "Ростов" (контрольный пакет последнего принадлежит Ростовской области).
Выплаты 3 млрд рублей — это значительная сумма во время кризиса. На эти деньги можно открыть много футбольных школ в провинции.
Но пока этот бизнес полупрозрачный, он будет устраивать многих. Желающих половить рыбку в мутной воде всегда хватало. А работа агента остаётся в стране одной из самых опасных — нередко всё заканчивается криминалом.