Центральная Азия объединяет пять стран, отличающихся между собой масштабами экономики, уровнем развития, демографическим потенциалом, включённостью в мировую торговлю и интеграционные объединения, инвестиционным климатом и регуляторными практиками. В последние годы под воздействием внутриполитических процессов и внешних факторов регион меняется.
Во всех странах, за исключением Таджикистана, произошла смена власти, нередко сопровождаемая изменениями экономических стратегий государств. Узбекистан, некогда закрытая экономика с неблагоприятным инвестиционным климатом, после смены политического руководства в 2016 году запустил масштабные рыночные преобразования с упором на улучшение делового климата и открытие страны для инвестиций. Даже Туркмения, самая закрытая экономика региона с изоляционистским курсом, стала демонстрировать готовность к развитию кооперации со своими соседями по региону и участию в крупных международных и региональных проектах. В той или иной мере, но все страны региона взяли курс на формирование привлекательного инвестиционного климата, модернизацию экономик с приведение их в соответствие с мировыми трендами на цифровизацию и стандарты ESG, встраивание в мировые транспортные коридоры.
Вплоть до недавнего времени регион был сильно разобщён. В отношениях между странами присутствовали напряжённость, недоверие и соперничество. Масштаб внутрирегиональной торговли и экономического взаимодействия был ограниченным. Тренд на сплачивание региона начал развиваться только с 2018 года. Разрозненная мозаика центральноазиатских государств, предпочитавших решать задачи национального развития без участия своих соседей, стала складываться в региональный пазл. Страны начали прикладывать усилия по сглаживанию межгосударственных противоречий. Активизировались внутрирегиональные связи. Стали предприниматься попытки усиления транспортно-логистической взаимосвязанности и развиваться пятисторонние формы взаимодействия. Тренд на сплачивание региона был сразу замечен Россией. И Москва выступила с инициативой развития взаимодействия по модели "1+5".
Привилегированное сотрудничество
Для России Центральная Азия — это "зона исторически обусловленных интересов" и "важный партнёр по привилегированному сотрудничеству". Стороны связывает многое: географическая близость, исторические, культурные и межличностные связи, русский язык как способ коммуникации. Традиционно большую роль во взаимодействии России с Центральной Азией занимает трудовая миграция, которая носит обоюдовыгодный характер. Вклад трудовых мигрантов из Узбекистана, Киргизии и Таджикистана в развитие российской экономики, по оценкам экспертов, варьируется от 8 до 10 % ВВП страны. В свою очередь денежные переводы из России трудовых мигрантов составляют от 12 до 30 % ВВП указанных стран.
За годы независимости государств была наработана обширная нормативно–правовая база в области регулирования экономических отношений и практика межрегионального сотрудничества. Сохраняется взаимосвязанность транспортной инфраструктуры и особая роль России в обеспечении транзита углеводородов Центральной Азии на внешние рынки. По данным российских официальных лиц, Россия продолжает оставаться самым большим инвестором региона. Она неизменно выступает крупнейшим или, уступая Китаю, вторым по величине торговым партнёром Центральной Азии. На Россию ориентированы торговые потоки Киргизии, Казахстана и Таджикистана. Сильная связанность экономик и финансовых систем характерна для отношений России с Казахстаном и Киргизией. Объединяет эти государства и их вхождение в общий рынок ЕАЭС.
Существование во времена Советского Союза в рамках единого народохозяйственного комплекса обусловило значительное экономическое присутствие России в Центральной Азии и в постсоветский период. Но этот же фактор имел оборотную сторону — нередко тесные торгово–экономические связи России с регионом воспринимались Москвой как нечто само собой разумеющееся, должное, не требующее приложения особых усилий.
Дефицит внимания
Огромный ресурсный потенциал региона — и прежде всего его углеводороды — привлёк внимание крупных экономических игроков. В регион пришли ведущие американские и европейские энергетические компании, выкупившие доли в крупнейших нефтегазовых месторождениях. Были построены нефте- и газопроводы из региона в Китай, разрушившие монополию России в сфере транспортировки углеводородов из Центральной Азии на внешние рынки. Стремительными темпами экономическое присутствие в регионе нарастил Китай, ставший важным торговым партнёром и инвестором региона, крупнейшим кредитором Таджикистана и Киргизии. Сейчас основными инвесторами в регион являются Россия, Китай, западные страны, Турция и ОАЭ.
Привлекательность Центральной Азии для внешних акторов обусловлена богатыми природными ресурсами, значительным сельскохозяйственным и производственным потенциалом региона. Там находятся крупные месторождения углеводородов (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), меди (Казахстан, Узбекистан), урана (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), редкоземельных и благородных металлов (золото и серебро в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии). Не все, правда, страны региона смогли реализовать свой огромный потенциал добычи природных ископаемых. До сих пор не ведётся или ограничена по своим масштабам добыча редкоземельных металлов в регионе, меди — в Узбекистане, урана — в Таджикистане и Киргизии. Таджикистан и Киргизия имеют огромный невостребованный гидроэнергетический потенциал.
В последнее время заметен всплеск интереса к региону со стороны мировых центров силы. Эксперты говорят о новом витке "Большой игры" великих держав в Центральной Азии. Однако интерес этот нередко носит геополитический характер и не подкрепляется реальными экономическими проектами. Например, в фокусе усилий ЕС и США — продвижение демократии, реализация публичной дипломатии и вытеснение России из региона.
Несмотря на свой огромный ресурсный, демографический и транзитный потенциал, регион продолжает испытывать дефицит инвестиций и экономических проектов. Связано это с глубоко укоренившимся среди инвесторов — и особенно западных — восприятием региона как высокорисковым и сложным для ведения бизнеса. Инвесторы обращают внимание на бюрократические барьеры и коррупцию, непрозрачность в применении законодательства, плохую защиту прав частной и интеллектуальной собственности, низкие кредитные рейтинги государств, неразвитость инфраструктуры, системные проблемы в экономиках и политические риски.
На масштабы инвестиций долгое время оказывала влияние закрытость таких стран, как Узбекистан и Туркмения. Отсутствие выхода к Мировому океану, удалённость от основных экономических центров и потребительских рынков, невстроенность в мировые транспортные коридоры. Близость Афганистана — также среди неблагоприятных факторов.
В целях привлечения иностранных инвесторов страны региона интенсифицировали усилия по улучшению инвестиционного климата, устранению бюрократических барьеров и пр. Но процесс этот сложный и длительный.
На повестке дня
Регион уже давно испытывает потребности в развитии инфраструктуры: транспортной (ремонт и строительство новых шоссейных дорог, тоннелей, мостов, железных дорог), энергетической (модернизация и строительство ЛЭП, ТЭЦ, ГЭС и пр.), телекоммуникационной. Собственных финансовых ресурсов на реализацию крупных инфраструктурных проектов, как правило, у стран региона нет. Они вынуждены либо привлекать иностранные инвестиции, либо обращаться за кредитами к многосторонним банкам развития или государствам. Возрастающий внешний долг центральноазиатских стран перед Китаем начинает их беспокоить и приводить к тому, что при выборе партнёров для реализации инфраструктурных проектов с сопутствующим кредитованием страны стремятся к диверсификации партнёров.
Недостаточно развитая транспортная инфраструктура сдерживает экономическое развитие стран и их участие в мировой торговле. Страны региона стремятся стать частью международных транспортных коридоров, открывающих им доступ на мировые рынки и раскрывающих их транзитный потенциал. Эти стремления полностью согласуются с российскими планами по развитию коридоров "Север – Юг", "Восток – Запад" и "Западный Китай – Европа". Заинтересованность России в развитии этих транспортных коридоров определяется проводимой ею переориентацией импорта и экспорта.
Усиленное внимание в предстоящие годы также будет уделяться наращиванию энергогенерирующих мощностей и модернизации системы электроснабжения в регионе. Из–за изношенности инфраструктуры, неэффективного энергосбережения, "узких мест" в системе электроснабжения отключение электричества — частое явление в регионе. Ввиду роста энергопотребления в ряде стран региона происходит переход от избытка электроэнергии к её дефициту. Возросшие потребности в электроэнергии заставили, в частности, Узбекистан и Казахстан взять курс на отказ от экспорта газа и серьёзно задуматься о развитии атомной энергетики.
Россия, движимая задачами замещения выпадающего газового экспорта на европейские рынки, уже выступила с инициативами создания тройственного газового союза между Россией, Казахстаном и Узбекистаном и строительства новых газопроводов. В интересах Москвы также воспользоваться значительным невостребованным потенциалом в сфере развития атомной энергетики в регионе. Важно, правда, чтобы обсуждения и договорённости перешли в плоскость практической реализации.
Огромные перспективы развития гидроэнергетики есть в Таджикистане и Киргизии. Но интерес к участию в гидроэнергетических проектах, проектах строительства АЭС, ветровых и солнечных электростанций испытывает большое число иностранных компаний, и конкуренция здесь может быть высокой.
К перспективным секторам для инвестиций также можно отнести газо- и нефтехимическое производство в Узбекистане, Казахстане и Туркмении, переработку сельхозпродукции и туризм. Переработка сельхозпродукции и туризм могут быть интересны российскому среднему и мелкому бизнесу, поскольку не требуют больших капиталовложений.
Как мы видим, Центральная Азия обладает огромным нереализованным потенциалом в целом ряде секторов экономики. Россия традиционно сохраняла большую степень экономического присутствия в регионе, но долгое время это происходило скорее по инерции и по накатанной. Новая геополитическая ситуация заставляет по-новому взглянуть на регион, открыть для себя и реализовать имеющиеся там возможности. Она не позволяет уже плыть по течению, а заставляет прикладывать больше усилий для сохранения и приумножения там российского экономического присутствия, поскольку коллективный Запад будет стремиться разъединить экономики России и Центральной Азии.
Автор — Яна Лексютина, профессор РАН, доктор политических наук, профессор СПбГУ