Не подстраиваться, а создавать свои правила игры. Как эволюционирует мебельная промышленность и где бизнес ищет новые ниши, "ДП" рассказал исполнительный директор компании "Ангстрем" Вадим Чернушкин.
Одной из ключевых тем ПМЭФ-2023 названы суверенное развитие и адаптация российской экономики к новой реальности. С точки зрения главы крупной российской компании какой главный вопрос сейчас стоит перед нашим бизнесом?
— Я бы сформулировал его так: как найти друг друга. Нам очень нужно найти близких по духу, обладающих IT- и инженерными технологиями партнёров, чтобы перестроиться в связи с уходом западных компаний и создавать собственные решения. Россия — страна талантливых инженеров, разработчиков и экспериментаторов. Мы первые полетели в космос, российские и советские учёные открыли графен, изобрели вертолёт, запустили в небо первый сверхзвуковой самолёт, я уверен, и сейчас потенциал, идеи, творцы есть, нужно только найти друг друга. Мы открыты к экспериментам, совместной разработке, коллаборациям, чтобы, объединившись, вывести и бизнес, и страну на новый технологический виток.
Вадим Чернушкин, исполнительный директор компании "Ангстрем"
Какие тренды сейчас актуальны на российском мебельном рынке?
— Один из важных — поиск новых рынков, в том числе экспортных. Если раньше российские производители мебели с осторожностью присматривались к Азии и Северной Африке, сегодня мы приступаем к знакомству с этими регионами вплотную и видим серьёзные перспективы сотрудничества. Второй тренд, который я бы назвал, — бизнес "снимает ярлыки", пересматривает привычки, наводит порядок. 2022 год показал, что нет ничего постоянного, наработанные схемы взаимодействия могут быть разорваны в один момент.
Мебельный бизнес эволюционирует. Возможно, банально звучит, но факт — то, что не убило, сделало нас сильнее. Сейчас мебельщики будут, пожалуй, меньше вкладываться в глобальные новые проекты, при этом инвестируя в оптимизацию бизнес–процессов, сервисов и человеческий капитал. Мы пошли именно по такому пути: обновили и усилили команду, доинвестируем в производство, расширяя не мощности, а технические возможности и клиентские сервисы, стараясь реализовать те планы, которые пришлось отложить в 2022-м. Мы продолжим инвестировать в развитие и социальные программы для сотрудников. Если кратко, остаёмся верны своим ценностям: клиенты, персонал, партнёры и технологии.
Завод "Ангстрем" в Воронеже
Что входит в комплекс стабилизирующих рынок мер?
— Самое важное, на наш взгляд, это реализуемая не только нами, но и многими крупными производителями мебельной продукции стабилизация цен для конечного потребителя. На мебель "Ангстрем" цена в среднем вернулась на уровень февраля 2022-го.
Именно благодаря такой ценовой политике производителям удалось сохранить спрос и, как результат, объём продаж.
Насколько такой подход повлиял на стоимость продукции в вашей розничной сети?
— В 2022 году все наши салоны перешли на новую концепцию ценообразования, которую мы называем "политика честной цены". Её суть в том, что мы снизили цены и перестали играть в глубокое дисконтирование. Наши клиенты видят привлекательную, адекватную стоимость, а не гигантскую скидку от искусственно завышенной цены. Признаюсь, переход был достаточно болезненным, особенно на фоне всех остальных сложностей. Но мы решили: пришло время сделать то, что планировали давно. И это дало свои плоды — спрос стал более ровным, покупатели воспринимают эту цену как понятную, что повышает доверие к бренду "Ангстрем".
Какие рыночные ниши сегодня особенно интересны российским производителям?
— Мы привыкли фокусироваться на розничных продажах, но настал момент для смены привычек. Сейчас мы делаем ставку на развитие b2b сегмента. В рамках проекта "Ангстрем-PRO" мы разработали коллекцию готовых мебельных фасадов для частных мастерских и мебельных фабрик, чьих технических возможностей не хватает для полного цикла производства. У нас эти возможности есть, и мы готовы ими делиться. Оборудование, которым оснащены наши фабрики, позволяет производить практически любые виды декора, в том числе сложные, например фасады с 3D-фрезеровкой. Частные мастерские занимают до 20% (17%, по данным РБК. — Ред.) рынка мебели в России — это серьёзные возможности для сотрудничества. Наша философия состоит в том, чтобы покупатели получали максимально качественную мебель, кто бы её ни собирал.
Каковы планы компании по развитию в Петербурге? Можно ли назвать Северную столицу вашей "особой зоной интересов"?
— Конечно. В нашем реестре городов для развития дилерской сети Петербург занимает верхние строчки. Первые шаги по расширению своего присутствия в городе на Неве мы уже сделали в начале 2023 года, открыв большой мебельный салон нового формата в крупнейшем специализированном торговом центре во Фрунзенском районе. Его цель — демонстрация не просто мебели, а готовых интерьерных решений. Формат подразумевает создание жилых пространств, вроде того, что делала IKEA. В каждой комнате мы представляем коллекцию корпусной мебели и дополняем её мягкой мебелью, а также малыми формами и аксессуарами. По прошествии двух тестовых месяцев могу сказать, что в Петербурге такой подход работает: посетителей у нас много, продажи тоже радуют.
Я бы сказал, что это — формат для покупателя, он очень удобен клиенту и это самое главное. Но есть и нюансы. Он предполагает продажи не только мебели, но и аксессуаров, а это уже дизайн, закупки, большая операционная нагрузка на логистику. Новый формат требует непрерывной разработки дизайна интерьера, подбора аксессуаров, должны быть наработанные кооперационные связи с производителями и поставщиками.
В Петербурге уже некоторое время наблюдается спад продаж недвижимости, оживление только-только наметилось. Как это сказывается на мебельном рынке?
— Северная столица в этом плане не одинока, продажи недвижимости проседают везде. По моим оценкам, конкретно для Петербурга этот фактор пока не оказал какого–то фундаментального влияния на мебельный рынок, но если ситуация на рынке недвижимости будет усугубляться, то, безусловно, мы столкнёмся с проблемами. На самом деле вопрос связи продаж мебели и недвижимости — очень давний, и мебельщики неоднократно предлагали его разрешить за счёт включения минимального предустановленного комплекта мебели в перечень критериев "стандартного жилья" с последующим распространением на него ипотеки. Это стимулировало бы продажи и первичной недвижимости, и мебели, поддержав таким образом сразу два сектора экономики.
Выход на новые рынки: какие регионы в зоне интересов игроков отрасли сегодня? Уже есть примеры успешного сотрудничества?
— Команда "Ангстрем" недавно вернулась из ОАЭ, где принимала участие в выставке Index Dubai 2023, и могу сказать, что интерес к российской мебели есть, но о ней мало что знают. И мы, конечно, хотим это исправить. Пока основным направлением экспорта для нас остаётся СНГ. У нас большие планы по развитию сети продаж: откроем 16 салонов — в Узбекистане, Казахстане, Белоруссии, Таджикистане, Армении, Азербайджане. Планируем выход на рынок Монголии.