Рынок инжиниринговых услуг начал формироваться в стране в начале 1990-х, по сути, интуитивно. Был пример иностранных компаний, но многое пришло "из потребностей" заказчика. И серьёзным конкурентом в этом сегменте всегда были известные западные бренды — в 2022 году многие из них ушли с российского рынка, но и он уже кардинально изменился.
Сегодня есть отечественные предприятия "с именем", к услугам которых обращаются заказчики из России и других стран мира. К таковым относится инжиниринговая корпорация "ИРБИС", которая в июне 2023-го отмечает своё 30-летие. "ДП" пообщался с президентом группы компаний Геннадием Киркиным — и узнал об основных принципах работы современной инжиниринговой корпорации и главных точках развития для бизнеса в этой сфере. С них и начнём.
Расширение границ
Головной офис компании "ИРБИС" находится в Петербурге, однако она осуществляет деятельность практически во всех регионах страны, кроме того, имеет опыт работы за рубежом.
В корпорации у каждого из предприятий своя бизнес- и проектная роль — они могут осуществлять отдельную функцию и работать на рынке самостоятельно, а также объединяться для реализации крупных проектов. Компания использует собственную систему управления проектами, которая представляет комплект фирменных стандартов. И это позволило реализовать идею географического масштабирования бизнеса.
Чтобы повысить количество контрактов, была разработана концессионная модель — созданное предприятие "Ирбис-Урал" уже выполняет услуги технического заказчика и работает на рынке Екатеринбурга как самостоятельная коммерческая организация. Следующая территория, которую планируется охватить в рамках концессии, — Сибирь.
Компания на всю жизнь
В начале пути на предприятии трудились всего три человека. Сегодня в штате более 150 специалистов. И, как говорит Геннадий Киркин, одной из своих задач он всегда видел создание таких условий для людей, которые бы позволили им быть профессионально счастливыми в рамках одной компании. Соответственно, система мотивации разрабатывалась так, чтобы сотрудники оставались на предприятии на максимально долгий срок. Поэтому она основана на принципе многофакторности с учётом потребностей разных категорий специалистов.
Для того чтобы добиться этой цели, нужно, чтобы четыре фактора профессионального счастья человека не диссонировали с личным. Базово они звучат так: профессиональная адекватность (умения, навыки и любовь к делу), комфортная рабочая среда, ценности бренда и корпоративная культура, адекватное вознаграждение. И по каждому из этих направлений ведётся многоаспектная работа. Так, например, в корпорации существует программа, согласно которой уходящий в другую компанию молодой специалист может в течение 2 лет считаться "стажирующимся" — и если в течение этого периода он решает вернуться, то рабочее место ему будет обеспечено. Что касается программ для сотрудников, которым предстоит скорый выход на пенсию, система мотивации позволяет "плавно" обновлять команду, без резких перемен и разрывов в процессах. А в целом весь спектр созданных предложений для специалиста даёт построить карьеру в рамках одной компании — от ассистента до топ-менеджера.
Развитие всей отрасли
Специалистов для работы в службе технического заказчика целевым образом сегодня вузы и ссузы не готовят — этим занимаются сами игроки рынка. В рамках корпорации создана Академия "ИРБИС", которая имеет важное значение для компании: помогает "доучивать" и повышать квалификацию специалистов компании, а кроме того, предлагает передовой практический опыт всем желающим получить соответствующие знания.
Следующий этап — работа с компаниями ближайшего зарубежья, которые планируют выйти на российский рынок и получить знания практического плана. Для этих целей совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого создана совместная сетевая программа обучения.