Эксперты и участники рынка считают идею сомнительной.
Законодательное собрание Санкт–Петербурга собирается предложить Госдуме поправки в Жилищный кодекс, ужесточающие требования для получения лицензии на управление многоквартирными домами. С такой инициативой в начале июня выступили депутаты ЗакСа от "Единой России" — член постоянной комиссии по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды Алексей Макаров и зампредседателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Анастасия Мельникова.
Депутаты предлагают добавить к списку требований к соискателю лицензии необходимость держать в штате сотрудников с профессиональным образованием, а также соответствующей квалификацией или стажем работы. Кроме того, компании могут обязать иметь в собственности помещения и оборудование, необходимое для исполнения обязанностей. Проверять соответствие этим требованиям должна будет специальная выездная комиссия.
Действующая редакция статьи 193 ЖК РФ, в которую хотят внести поправки, запрещает регистрировать УК с наименованием, похожим на название уже действующей организации, а её глава не должен иметь непогашенных судимостей за экономические прегрешения или преступления средней и более тяжести. Также не удастся получить лицензию, если её уже отзывали ранее.
Копают не в ту сторону
Алексей Макаров известен своей борьбой с недобросовестными управляющими компаниями в Петербурге. В 2019 году он требовал лишить лицензии ООО "УО “Профсервис”", в ведении которого находились более 120 домов. Жильцы жаловались, что им якобы не предоставляются оплачиваемые услуги. По итогам 2019 года, по данным Rusprofile, кредиторская задолженность компании составила 220 млн рублей при выручке 270 млн.
В итоге в том же 2019 году ГУП "ТЭК Санкт–Петербурга" обратилось с иском о банкротстве ООО "УО “Профсервис”" и ещё четырёх УК — ООО "Доверие", ООО "УК “Невская 40”", ООО "ГК “Универсальный страж”" и ООО "УК “Евротракт”". Все компании, похоже, прямо или косвенно входят в орбиту активов ПАО "Городские инновационные технологии" бизнесмена Гранта Агасьяна.
В июле 2022 года вокруг УК "Евротракт" началось расследование дела о мошенничестве в особо крупном размере. Следственный комитет подозревал, что около 70 млн рублей, предназначавшихся ГУП "Водоканал" и ГУП "ТЭК СПб", осели в карманах руководства управляющей компании. За несколько дней до обысков по делу Грант Агасьян покинул страну, а в январе этого года был заочно арестован. Процесс банкротства близких к нему УК продолжается до сих пор.
Что примечательно, все упомянутые организации, за исключением ГК "Универсальный страж", обладали как минимум десятком штатных сотрудников и явно соответствовали предполагаемому "имущественному цензу" для УК, но при этом со своими обязанностями компании справлялись, похоже, неидеально.
Как указывают петербургские депутаты в пояснительной записке к своей инициативе, власти регулярно получают жалобы от собственников квартир, страдающих из–за борьбы между конкурирующими управляющими компаниями, которые прибегают к нарушениям законодательства, в частности к подделке протоколов общих собраний. Однако не совсем очевидно, что УК с некоторым числом штатных дворников и тракторов в собственности не будет прибегать к нечестным способам игры.
Управление домами должно быть сферой деятельности малого и среднего бизнеса, а не предприятий–монстров с раздутыми штатами, считает председатель Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин. А самыми эффективными, уверен он, управленцами являются ЖСК и ТСЖ, так как никто не заинтересован в качественных услугах более, чем сами собственники.
Законопроект Алексея Макарова и Анастасии Мельниковой эксперт считает поверхностным. "Депутатам надо напомнить, что Россия — это не Москва и Петербург. В провинции есть совсем маленькие дома, где требования к штату будет просто невозможно соблюсти. Обслуживанием там может заниматься один человек на всю деревню", — поясняет Евгений Пургин.
Скептически к инициативе относится и гендиректор ООО "УК “Жилкомсервис СПб”" Павел Кондор. По его словам, для недобросовестных игроков не будет сложностью чисто фиктивно, на бумаге, оформить себе в штат требуемое для получения лицензии число специалистов.
"Управляющая компания принимает решения. Задача руководителя, менеджера — планировать деятельность так, чтобы эффективно “закрывать” аварийные и пиковые ситуации. Один из наших важнейших активов как компании — сеть подрядчиков и поставщиков, у которых есть трубы, электрооборудование и т. д., чтобы при необходимости мы могли к ним быстро обратиться", — говорит Павел Кондор.
Похожи больше, чем кажется
Зарегулированность усложняет выход на этот рынок малому бизнесу. При этом крупные управляющие компании, даже, казалось бы, с заведомо добросовестным собственником в лице Санкт–Петербурга, не всегда безупречны.
Например, согласно данным ГУП "ТЭК СПб" о дебиторской задолженности организаций на 1 мая этого года, сумма задолженности свыше 2 месяцев среди управляющих компаний составляет 3,9 млрд рублей — 60% от общего размера обязательств перед компанией. На долю ЖСК и ТСЖ приходится чуть менее 600 млн рублей.
При этом из 3,9 млрд рублей задолженности всех УК 2,5 млрд распределены между 34 городскими жилкомсервисами. И если некоторые, как ЖКС № 4 Центрального района или ЖКС № 2 Выборгского района, постепенно долги сокращают, то ЖКС № 2 Колпинского района за год увеличил задолженность почти втрое — с 55,9 млн до 155,6 млн рублей.
Из семи организаций с дебиторской задолженностью свыше 100 млн рублей более 2 месяцев перед ГУП "Водоканал СПб" на начало этого года три — городские ЖКС (№ 1 Кировского района, № 1 Невского района и № 1 Колпинского района) с суммарным долгом 610 млн рублей. Это почти четверть общей задолженности поставщиков услуг перед предприятием.
Ещё три должника–рекордсмена — вышеупомянутые компании, близкие к Гранту Агасьяну. Так что в некотором смысле соперничать по неэффективности с ними могут только государственные организации.