Почти законченная "СКА Арена" на месте снесённого СКК продолжает вызывать споры в архитектурном сообществе. Многие до сих пор сомневаются в целесообразности возведения этого объекта.
Строительство "СКА Арены" практически завершено, и скоро её начнут готовить к приёму первого мероприятия. Желающие уже могут оценить внешний облик нового объекта. Правда, сложно сделать это абсолютно беспристрастно. Ведь для этого нужно абстрагироваться от истории со сносом СКК (на месте которого, напомним, и построили новую хоккейную арену). А это, кажется, до сих пор мало кому удаётся.
Металлические кружева
Как сообщили "ДП" в пресс–службе "СКА Арены", проект "находится на завершающей стадии работ как внутри, так и снаружи стадиона". Продолжается отделка помещений, а также установка кресел на трибунах. Близится к концу и создание парка — там проходит испытание система полива территории. Уже завершены работы по установке опор освещения футбольного поля, готовятся детские площадки. "Подготовка к получению всей разрешительной документации осуществляется в соответствии с графиком. Конкретная дата первого мероприятия зависит напрямую от календаря КХЛ (Континентальной хоккейной лиги. — Ред.)", — добавили в "СКА Арене".
Архитекторы отмечают, что здание полностью ещё не закончено и на это нужно делать скидку. Хорошо уже то, что, по–видимому, результат будет близок к проекту. Но сам проект вызывал большие вопросы. Оптимистичнее (и лаконичнее) всех высказался совладелец фирмы "Слои аркитектс" архитектор Валентин Коган: "Мне кажется, здание получится необычным".
Другие эксперты отмечают, что арене стремились придать эффектный внешний облик. При этом руководитель мастерской Studio–Mishin Сергей Мишин признаётся, что, хотя конкурс на лучшую концепцию стадиона выиграли, бесспорно, звёзды архитектуры первой величины (австрийская компания Coop Himmelb(l)au), сам он не может отнести себя к их поклонникам. Поверх основного здания, представляющего собой стеклянный цилиндр, иностранные проектировщики решили поместить декоративную облицовку из металлоконструкций сложной формы, своего рода крышу. Она, судя по всему, не несёт никакой функции. Получается, что на здание как будто надето ещё одно здание другой архитектуры. "Мне кажется, что, как и всё декоративное и бессмысленное, эти металлические кружева отталкивают, и в этом есть большая неправда. Это здание нечестное, оно лжёт, оно изображает конструкцию, которая ничего не несёт, а мне, как поборнику честной архитектуры, это кажется избыточным, неправильным и неприятным", — рассуждает Мишин.
Здесь, разумеется, невозможно не вспомнить старый СКК — революционное с инженерной точки зрения здание. Оно было таковым за счёт мембраны, удерживавшей купол. "В том здании каждый элемент, каждый пилон выполнял свою конструктивную функцию. И оно было с этой точки зрения честным", — добавил зодчий.
Отсутствие какой–либо видимой со стороны конструктивной функции массивной навесной крыши отметил и руководивший мастерской "32 декабря" архитектор Дмитрий Лагутин. Из–за этого, по его словам, проблематично оценить стиль новостройки (конструкции зданий в стиле хай–тек обычно как–то оправданны). "Я был недавно рядом, в Музее России. А это здание (стадиона. — Ред.) — просто жуть. Что, некуда металл было деть? БАМ хотя бы построить", — поделился впечатлениями архитектор. Он добавил, что "здание СКК в этом смысле было сделано гениально".
Фокус не удался
Другие эксперты отнесли здание к архитектуре деконструктивизма. Руководитель мастерской "А. Лен" Сергей Орешкин говорил в интервью "ДП", что эпоха "архитектуры фокуса" с нарочито изогнутыми конструкциями уходит, поскольку такие дома неудобны и экономически неоправданны. Показательна эволюция проекта "СКА Арены" — само его ядро, то есть круглое здание, утилитарно, и даже крыша как будто бы упростилась по сравнению с первоначальными замыслами.
Гендиректор бюро "Земцов, Кондиайн и партнёры" архитектор Михаил Кондиайн вместе с коллегами по мастерской подавал на архитектурный конкурс свою концепцию, в которой стадион получался более похожим на старый СКК и более спокойным. "Я высказался своим проектом. Мы старались, чтобы это было максимально деликатно, чтобы было лёгкое, ажурное здание, а существующее здание… оно другое", — сказал "ДП" Кондиайн. При этом, по его словам, по мере претворения проекта в жизнь его впечатления о нём не изменились.
Вне контекста
Отношение к новостройке было предопределено уже после сноса СКК, отметил член совета движения "Старый Петербург" Александр Кононов. "Я изначально к этому проекту относился отрицательно, вообще независимо от того, как там это здание выглядит, потому что не нужно было трогать СКК. Его можно было реконструировать под любые задачи без сноса", — сказал градозащитник. Он подчеркнул, что не увидел в проекте ничего такого, что могло бы восприниматься как достойная замена стадиону советского времени. Станет ли новое здание памятником — риторический вопрос. "Я надеюсь, что и с точки зрения его архитектуры, и с точки зрения всей предшествующей истории — не станет", — сказал Кононов.
При этом, по его мнению, если проводить аналогии, ситуация всё же лучше, чем со второй сценой Мариинского театра, которая вторглась в довольно плотную историческую среду в центре. "Нельзя сказать, чтобы новое здание, как бы оно ни выглядело, оказало какое–то принципиальное влияние на историческую застройку", — признаёт Кононов.
В этом с ним не соглашается сооснователь мастерской "Хвоя" архитектор Илья Спиридонов. Он считает, что новое здание "абсолютно не отвечает контексту, то есть тому пространству и среде, в которой построено".
"Новое здание — это компиляция не самых последних тенденций в архитектуре. Это достаточно вторичный и враждебный среде объект", — говорит Спиридонов. Ему нравился старый СКК, снос которого был "варварством" и "уничтожением своего собственного культурного наследия" по воле "некоего нового феодала, который захотел установить здесь что–то, по его мнению, современное".
Спортивно–концертный комплекс "Петербургский" на пр. Юрия Гагарина, 8, был построен в 1979 году. Снесён в начале 2020–го, несмотря на протесты общественности, в том числе архитектурной. При этом формально речь шла о реконструкции, а не о новом строительстве. В процессе демонтажа здание обрушилось, при этом из–за несоблюдения норм безопасности при организации работ погиб находившийся на крыше рабочий.
На фасадные решения проводился архитектурный конкурс, но его участников просили "предлагать только те решения, которые возможно реализовать при уже запроектированном основании и его несущей способности, а также без значительных изменений внутренних планировочных решений или высоты арены".
Конкурс выиграла австрийская фирма Coop Himmelb(l)au. В заключении госэкспертизы на проект эта фирма не фигурирует, первым в списке проектировщиков там значится ООО "Институт строительного проектирования “Геореконструкция”". Концессионером выступает ООО "СКА Арена" (учредитель, по "Контур.Фокус", АО "Спортивные технологии и инвестиции"). Арена названа по клубу СКА, который возглавляет Геннадий Тимченко (№2 в Рейтинге миллиардеров "ДП"). Стройку планировали завершить к чемпионату мира по хоккею 2023 года, который прошёл в мае, но уже не в России.