Минобороны одержало самую крупную за последние 5 лет победу над "Пеллой" — отсудило 338 млн рублей за поломки буксира "Полярный конвой".
Минобороны оценило убытки от неисполнения "Пеллой" гарантийных обязательств на "Полярном конвое" в 1,4 млрд рублей, но суд в очередной раз попросил военных не гипертрофировать доставленные им неудобства и не оформлять одни и те же поломки по несколько раз. Такое решение столичного арбитража опубликовано 18 июня. С начала 2019 года Минобороны пыталось взыскать с самой крупной частной верфи Ленинградской области 8,5 млрд рублей, но суды согласились с требованиями лишь на 722 млн. Таким образом, ведомство преувеличило нанесённые ему убытки в 12 раз.
Сбой за четыре — это по–военному
Буксир СБ–736 "Полярный конвой", построенный по проекту 02980 на АО "Ленинградский судостроительный завод “Пелла”", вошёл в состав Краснознамённой Беломорской военно–морской базы Северного флота в 2017 году. Судно предназначено для морских буксировок во льдах и на чистой воде, может осуществлять перевозки персонала и грузов, оказывать содействие в технических работах на кораблях и эвакуации пострадавших. "Пелла" изготовила четыре буксира проекта 02980, но столь серьёзная конфронтация с заказчиком произошла только из–за "Полярного конвоя".
Госконтракт на его строительство Минобороны и "Пелла" подписали летом 2013 года. Его цена составила 1,1 млрд рублей, гарантийный срок эксплуатации завершился летом 2022–го. Из опубликованных Арбитражным судом Москвы материалов спора следует, что начиная с 2018 года на судне выявлялись технические неисправности, которые, как и полагается в таких случаях, оформлялись рекламационными актами и за подписью капитана направлялись "Пелле" для устранения по гарантии. Всего таких рекламаций было 24, только семь из которых верфь удовлетворила в досудебном порядке. С остальными военное ведомство в октябре 2022–го обратилось в арбитраж. Сумма претензий (1,4 млрд рублей) почти в 1,5 раза превысила стоимость самого "Полярного конвоя".
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что по 11 рекламационным актам юристы Минобороны пропустили сроки исковой давности, в связи с чем размер претензий к "Пелле" не может превышать 800 млн. Но рекламации и на эту сумму суд расценил как явно завышенные. Выяснилось, что некоторые неисправности военные оформляли по несколько раз, а в целом вместо 18 рекламаций следовало предъявить пять: на "Полярном конвое" одну неисправность считали почти за четыре.
"Действия истца по безосновательному увеличению количества рекламаций неправомерны, поскольку ведут к увеличению фактов неисполнения гарантийных обязательств. Из 16 требований о взыскании штрафа, находящихся в пределах срока исковой давности, процессуально обоснованными могут быть признаны только восемь", — говорится в судебном решении. Оно в законную силу пока не вступило.
Суд согласился с претензиями к верфи на 422 млн рублей, которые снизил до 338 млн, потому что счёл арифметически полученный размер неустойки "явно несоразмерным последствиям нарушенного обязательства".
Непотенциальный противник
Судебное противостояние между "Пеллой" и Минобороны — пожалуй, самое масштабное в арбитражных спорах с участием государства и частной судостроительной компании. С начала 2019 года военное ведомство предъявило верфи 12 исков суммарно на 8,5 млрд рублей, из которых выиграло девять, но сумело взыскать лишь 722 млн. Фактически военным удаётся доказать в судах обоснованность 1 рубля из каждых 12 рублей претензий.
Любопытно, что "Пелла" побеждает своего вечного судебного оппонента в абсолютных цифрах. В прошлом октябре она взыскала с Минобороны 2 млрд рублей за непрофинансированные изменения в контракте на строительство опытового судна "Ладога". Эта была крупнейшая в 2022 году судебная победа частной верфи над государственным ведомством. В феврале 2023–го решение вступило в законную силу, но военные пытаются отменить его в кассационном суде.
Владелец производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (одно из основных направлений деятельности — судостроение) Михаил Даниленко считает, что это не тот случай, когда на месте спиленного дерева вырастет новое.
"Такие иски со стороны государства могут привести к банкротству. Да, в зарубежной экономической практике пишут, что банкротство — нормальный процесс, когда одни предприятия уходят, другие рождаются. Но есть ли у нас сегодня время ждать, когда родятся новые верфи взамен ушедших? И много ли их, частных верфей такого масштаба, в России? “Пелла” ещё несколько лет назад была на хорошем счету и вдруг как будто стала костью в горле Минобороны. По–другому не объяснить такие завышенные требования", — говорит бизнесмен.
Партнёр и руководитель петербургского офиса консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов полагает, что выявленные судом попытки госзаказчика выдавать одни и те же поломки за несколько снижают его шансы на положительное оспаривание решения в вышестоящей инстанции.
"Суды не любят неаккуратность в контрактной работе. Получается, у завода имелись основания сомневаться в надлежащем характере требований по гарантии и отказывать в ремонте. А в совокупности с тем, что многие требования предъявлены за пределами сроков исковой давности, такое поведение военного ведомства заставляет задуматься: не стоит ли ещё больше снизить сумму взысканной в его пользу штрафной неустойки? Как говорится, танго танцуют парой, потому не только “Пелла” должна была выполнять гарантийные обязательства, но и госзаказчику следовало аккуратно и своевременно обращаться с подобного рода требованиями", — говорит юрист.
"ДП" отправил запрос генеральному директору "Пеллы" Герберту Цатурову.