Дверь, прорубленную в фасаде дома Адамини на Марсовом поле, узаконят. Хотя её историчность доказать так и не смогли.
Акт историко–культурной экспертизы проекта приспособления федерального памятника обнародован на сайте КГИОП. Дверь посреди закруглённой части дома (выходит на Марсово поле и на Мойку) появилась в 2015 году.
"На момент составления акта государственной историко–культурной экспертизы в помещении 46–Н самовольно, без разрешения КГИОП, проводились работы по приспособлению для современного использования", — отмечается в акте.
В частности, был "восстановлен дверной проём на месте оконного проёма по центральной оси угловой части фасада".
фасад здания без двери
Дом на Марсовом поле, 7, был построен в 1823–1827 годах по проекту архитектора Доменико Адамини по заказу купца Антонова. Это здание вместе со Спасом на Крови замыкает створ канала Грибоедова при взгляде с Невского проспекта.
Хотя формально речь идёт о "восстановлении" проёма, в том же акте экспертизы признаётся: неизвестно, был ли он задуман зодчим. Вход на месте окна был зафиксирован только в материалах перестройки здания начала XX века, когда его приспособили для нужд Департамента уделов (причём та реконструкция была раскритикована современниками как "варварская").
"По авторскому чертежу Доменико Адамини, воспроизведённому в 1909 году в журнале “Старые годы”, невозможно определить, проектировал ли автор входной проём по центральной оси закруглённой части фасада, однако вполне возможно, что сегментообразное, крупное по размеру помещение в этой части здания использовалось в качестве торгового или выставочного, и тогда вход с улицы был необходим", — гласит экспертиза.
Не удалось установить и когда был заделан проём. Исследователи предполагают, что это было сделано в середине 1940–х при восстановлении здания после бомбёжек по проекту архитектора Александра Гинцберга.
Тем не менее дверь рекомендовали согласовать. Заказчиком экспертизы указан собственник помещения — частное лицо. По данным системы "Контур.Фокус", это учредитель ООО "Л. Л. С." (торговля сувенирами и изделиями народных промыслов, на балансе около 100 млн рублей). Дверь ведёт в магазин янтаря.
Юрист Павел Шапчиц в комментарии "ДП" отметил, что охранять необходимо первоначальный замысел архитектора и перестройки не должны ему противоречить. "Это результат коммерциализации охраны памятников", — добавил эксперт.