06:0026 июня 202306:00
17просмотров
06:0026 июня 2023
Минувший ПМЭФ оживил, казалось бы, уже забытую идею строительства трассы М-7. Но где и когда будет построена дорога – городу ещё лишь предстоит проработать.
Одним из интереснейших документов, подписанных на прошедшем Петербургском экономическом форуме — 2023, стало соглашение о намерениях по строительству трассы М–7. Свои подписи поставили губернатор Петербурга Александр Беглов и президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин.
Реализовывать масштабный транспортный проект планируется в рамках государственно–частного партнёрства (ГЧП). Так, например, был построен Западный скоростной диаметр (ЗСД) или строится нынешняя Витебская развязка в рамках Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Это значит, что проект будет инвестиционным.
"Группа ВТБ активно участвует в создании комфортной городской среды, а транспортная инфраструктура — ещё и драйвер для экономики. Она существенно влияет на социально–экономическое развитие региона: появляются новые рабочие места, улучшается качество жизни, растёт мобильность населения, повышается инвестиционная привлекательность города. Наш совместный опыт в реализации ГЧП–проектов будет способствовать дальнейшему развитию Санкт–Петербурга", — сказал на ПМЭФ Андрей Костин.
Магистраль №7 должна обеспечить непрерывное движение из центра Петербурга в северные районы города, что существенно разгрузит интенсивный трафик на улично–дорожной сети города. Это особенно необходимо при пиковой загрузке ряда крупных проспектов в северной части Петербурга.
Генпланом предусмотрено, что трасса протянется от Шпалерной улицы по новому мосту через Неву, который планируется в створе Арсенальной улицы, пройдёт по ней, свернёт на Полюстровский проспект, а затем выйдет к железной дороге и пройдёт вдоль неё до Выборгского шоссе и КАД.
Как сообщили в Смольном, по сути М–7 станет дублёром загруженных Большого Сампсониевского проспекта и проспекта Энгельса. Уже сейчас, по официальным данным, в зоне тяготения перспективной магистрали проживает более 220 тыс. горожан, а с учётом активного жилого строительства через несколько лет этот показатель вырастет более чем на 70 тыс. человек. Весь этот трафик сейчас стоит в пробках.
Объём планируемых инвестиций предварительно оценивается в 300 млрд рублей, исходя из стоимости объектов–аналогов. К слову, таков же порядок цифр и у трассы ШМСД от Витебского проспекта до КАД, включая строительство моста через Неву.
На этом подробности по проекту заканчиваются. И вопросов больше, чем ответов, которые и давать–то рано.
Небыстрый процесс
По предварительной оценке, в условиях сложившейся планировочной структуры северной части города сооружение магистрали №7 будет на разных участках предусматриваться в эстакадном или тоннельном исполнении. К тому же в 2020 году комиссия по подготовке изменений в генеральный план Санкт–Петербурга одобрила планировку скоростной магистрали №7 именно в таком варианте для снижения воздействия на зелёные насаждения.
Всё это в любом случае требует разработки соответствующей проектной документации, в составе которой должен быть выполнен анализ воздействия на экологию, окружающую среду и качество условий проживания населения на прилегающих территориях, с определением мероприятий, необходимых для снижения техногенной нагрузки.
К тому же для реализации такого крупного проекта требуется проектирование, тщательная оценка транспортного планирования, возможных неблагоприятных последствий, развития прилегающих территорий. Потребуется и экологическая экспертиза.
Кстати, как считает профессор автомобильно–дорожного факультета СПбГАСУ Александр Солодкий, слова которого приводит портал "Город+", такие проекты положительно сказываются в том числе на состоянии окружающей среды города. Во многом благодаря проводимой серьёзной экологической экспертизе, в рамках которой предусмотрены охранные мероприятия. В результате будет получен положительный экологический эффект для Петербурга, уверен эксперт. Он также подчеркнул, что в ходе изысканий учитываются все охранные зоны и объекты.
Однако на весь комплекс предпроектных работ уходит несколько лет. Но именно они и определят окончательную трассировку и выбор финального проектного решения.
Кроме того, необходимо разработать документацию по планировке и межеванию территории (ППТ), в том числе для окончательного определения коридора трассы и основных проектных решений, которые в дальнейшем будут использоваться при основном проектировании. И всё с учётом градостроительных ограничений — эта обязанность будет лежать на городе.
Проект планировки территории также должен пройти процедуру публичных слушаний. Только после этого можно будет приступить к полноценному проектированию М–7. Финансовые и технические подробности, как и сроки строительства трассы, будут определены на следующих этапах проработки проекта.
"Соглашение о намерениях — самый начальный этап. Дальше — обоснование инвестиций, технико–технологическое обоснование, выход на техзадание: оптимальная трассировка, оптимальные проектные решения. Но основа — эстакадное решение “пирогом” над железной дорогой Выборгского направления. Отвод уже сделан. Понятно, что никто никуда залезать не планирует: ни в зелёную зону, ни в объект культурного наследия. Удельный парк был, есть и будет", — отметил в рамках ПМЭФ–2023 вице–губернатор Николай Линченко.
История вопроса
Подступиться к строительству трассы М–7 пытаются уже много лет. Её заложили в генеральный план Петербурга в 2005 году, хотя, по словам Линченко, магистраль была предусмотрена генпланом развития Ленинграда ещё в 1966 году и с тех пор из планов чиновников не пропадала. В 2012 году обсуждалось прохождение трассы в виде эстакады или тоннеля, но дальше разговоров дело не пошло.
Если говорить про сегодняшний день, то строительство трассы М–7 предусмотрено проектом генплана Санкт–Петербурга, который определит развитие города до 2050 года и который Заксобрание планирует принять в 2023 году.
Новая дорога отмечена на схеме развития улично–дорожной сети, входящей в генплан, как "планируемая к строительству" в виде тоннеля или эстакады. В положении о территориальном планировании (также часть генплана) указан объект "Тоннель магистрали № 7" через Удельный парк. То есть можно говорить о том, что Смольный обязуется построить дорогу по параметрам магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения в расчётный срок (до 2040 года) генплана, если он будет принят в таком виде.
Целью сооружения данного объекта называется решение сложных транспортных проблем Приморского, Выборгского, Калининского и Центрального районов Петербурга.
"Безусловно, город нуждается в дополнительных радиальных вылетных магистралях. Сейчас, несмотря на наличие ЗСД, который в некоторых случаях сокращает продолжительность пути до центра города на 1,5 часа, во время утреннего и вечернего часа пик из центра города на север бывает сложно добраться. Дорога может занимать до 2 часов (пробки на Выборгской наб., Приморском пр., пр. Маршала Блюхера, Гражданском пр., Пискарёвском пр., пр. Энгельса, на КАД). Наличие М–7 позволит резко улучшить транспортную доступность центра и сократить время в пути не менее чем на час", — считает генеральный директор АО "АБЗ–Дорстрой" Леонид Гиндин.
По словам Николая Линченко, из всей схемы магистралей непрерывного движения, заложенной ещё в планировочных документах Ленинграда, реализовано пока мало проектов: КАД, ЗСД, строится первый этап ШМСД. А в ней присутствовало и развитие набережных, в том числе Обводного канала, и строительство трассы М–7.