"ДП" в рамках проекта "Деловой бестселлер" (придуман и реализуется в сотрудничестве с лидером строительного рынка "Группой ЛСР", которая, как и "ДП", была основана 30 лет назад) продолжает знакомить читателей с событиями в экономической жизни города, которые освещались на страницах издания с 1993 года.
Китайский автопром впервые начал экспансию на рынок Петербурга не в 2023 году, а намного раньше. Около 20 лет назад первые шаги в этом направлении были сделаны производителями пассажирских автобусов из Поднебесной. Именно об этом шла речь в номере "Делового Петербурга" 2063 от 12 декабря 2005 года.
Из этого текста вы узнаете, что:
- Китайские автобусы начали закупать в Петербурге по лизинговой схеме
- Стоимость одного транспортного средства оценивалась в $76 тыс. Шведские были намного дороже — до $170 тыс.
- Парк петербургских перевозчиков в начале нулевых состоял в основном из отечественных машин
- Смольный уже тогда неоднократно заявлял о намерениях масштабной замены маршруток большими автобусами
Автор материала — Павел Фёдоров.
Китай пригнал свои автобусы
Автомобильная корпорация "Грузомобиль" поставила ОАО "Третий парк" 105 городских автобусов Golden Dragon (Китай). Президент корпорации Михаил Стасюков стал первым, кто поставил новые китайские автобусы для городских маршрутов. Планируется, что автобусы вскоре выйдут на линию.
Сумма сделки составила более $8 млн, техника куплена по лизинговой схеме. Часть средств заёмные, кредит был предоставлен Сбербанком РФ. Автобусы уже находятся в городе, часть из них передана "Третьему парку", остальные ещё стоят на базе корпорации "Грузомобиль" в Кировске.
Покупка была совершена после того, как в начале августа 2005 года представители "Третьего парка" при поддержке "Грузомобиля" посетили автобусный завод в Китае. Однако Игорь Сибирев, главный инженер ОАО "Третий парк", от комментариев по сделке воздержался.
Обслуживаться автобусы будут как собственными мощностями "Третьего парка", так и на станциях технического обслуживания АК "Грузомобиль".
Удаление с поля
Сейчас ОАО "Третий парк" обслуживает 120 автобусных маршрутов. Ежедневно выходят на линию 1106 автомобилей. Из них — 63 больших автобуса и 1043 автобуса средней и малой вместимости. Среди больших автобусов значительную долю составляют машины Нефтекамского автозавода (НЕФАЗ, подразделение КамАЗа).
Сейчас "Третий парк" принял решение постепенно сокращать долю НЕФАЗов в парке и комплектовать его китайскими Golden Dragon. Уже подписано дополнительное соглашение с "Грузомобилем" по поставке ещё 70 китайских автобусов.
Лови момент
Представители администрации Петербурга не раз высказывались о намерениях масштабной замены микроавтобусов-маршруток большими автобусами. Такой транспорт сможет пройти не по всем улицам в историческом центре, так что микроавтобусы всё равно останутся, но их число может снизиться. Местные игроки рынка перевозок активно интересуются микроавтобусами различных производителей.
На этом фоне интересным выглядит недавнее заявление Олега Дерипаски, владельца завода ГАЗ, об отказе от производства легковых "Волг" и выпуске только грузового транспорта, в частности микроавтобусов. Его же холдинг "Русские автобусы" пока без особого успеха пытается пробиться на петербургский рынок.
Примечательно, что под маркой Golden Dragon также выпускаются микроавтобусы.
“
"Это первый случай, когда именно коммерческий перевозчик закупает такую крупную партию китайских автобусов", — рассказывает Михаил Стасюков, президент корпорации "Грузомобиль".
Восточный экспресс мчится на Запад
Приход китайских производителей автобусов в Петербург расценивается как первый шаг к масштабной экспансии китайского автопрома.
Московское ООО "РКК Союз" работает с Golden Dragon с марта 2005 года, хотя с китайскими брендами сотрудничает с 1994-го. В августе туристические и пассажирские автобусы (пока в Петербурге появлялись только туристические автобусы Golden Dragon) наконец были сертифицированы в РФ (до этого сертификаты выписывались на отдельно ввозимые партии).
"Пять лет назад мы смеялись над китайским автопромом, — рассказывает Михаил Стасюков. — Два года назад смеяться перестали. Теперь смотрим с восхищением и продаём эту технику".
“
"Китай берёт ценой, — говорит Игорь Пушнов, генеральный директор ООО "Ивенорд Ру" (официальный дилер чешских автобусов Karosa). — Народ пока не знает этот бренд. Пока автобус новый, конечно, он блестит. Но чтобы было понятно, насколько он качественен и надёжен, нужно время. Посмотрим, что с ним будет через 5 лет".
Стоит отметить, что на рынке легковых автомобилей России китайская техника медленно, но верно завоевывает крепкие позиции. Китайские внедорожники Admiral собираются в Бийске с июня 2005-го. ООО "Юта" с 2004 года продаёт автобусы Yutong в Петербурге. Китайский производитель Great Wall за 2005-й продал около 10 тыс. автомобилей. В 2006 году в Новосибирске построят новый завод по сборке автомобилей Chery из китайских комплектующих. Всего, по данным министерства торговли КНР, в 2005 году в стране выпустят более 5 млн авто.
Историческая справка:
Завод Xiamen Golden Dragon запустили в 1992 году. Годовой оборот компании, которая сама разрабатывает и производит автобусы среднего и большого класса, в середине 2000-х составлял около $200 млн. На предприятии в то время работали 1600 человек. Основные узлы автобусов изготавливались по лицензии Toyota и Nissan (Япония), а двигатели — Cummins (США). Сегодня компания владеет тремя заводами общей площадью 960 тыс. м2, выпускает более 60 тыс. единиц техники ежегодно, занимает первое место по поставке автобусов в КНР. Они экспортируются в 80 стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки.
В 2023 году власти Петербурга и Xiamen Golden Dragon Bus Co., LTD снова активизировали сотрудничество в рамках развития отношений с партнёрами из дружественных стран. В частности, вице-губернатор Кирилл Поляков 2 июня встретился с представителями Xiamen Golden Dragon Bus Co., LTD.
"Коллеги из Поднебесной подробно рассказали о линейке производимых туристических автобусов и об их основных преимуществах. Санкт-Петербург — несомненно, город туристический, поэтому мы заинтересованы в приобретении качественной автобусной техники, отвечающей всем нормам комфорта и безопасности. Так, наш петербургский "Пассажиравтотранс", который осуществляет в том числе и междугородние перевозки, приобретёт восемь автобусов производства Golden Dragon. Совсем скоро их можно будет увидеть на дорогах нашей страны. Предложил коллегам локализовать производство на территории Санкт-Петербурга. Мы бы очень хотели, чтобы в нашем городе появился крупный производитель автобусов для российских транспортных предприятий. В свою очередь, город готов оказать всестороннюю поддержку", — заявлял чиновник.