Рынок франчайзинга в России растёт на фоне ухода иностранных брендов и повышения рисков для старта самостоятельного бизнеса. Одна из проблем сегмента — нехватка подходящих помещений.
В 2023 году в России ожидается открытие более 3 тыс. предприятий по франшизе без учёта пунктов выдачи товаров, рассказал на бизнес-завтраке РБК Василь Газизулин, сооснователь и управляющий партнёр проектов TopFranchise. В течение года около 500 компаний заявят или уже сообщили об открытии соответствующего направления, говорит он. "В России одно из самых лояльных законодательств по отношению к предпринимателю, который решился развиваться по франшизе", — поясняет Василь Газизузлин, добавляя, что у этого есть и оборотная сторона. Так, государство зачастую видит в франшизе дробление бизнеса.
Василь Газизулин, основатель и управляющий партнёр компаний TopFranchise.ru и TopFranchise.com
О росте количества заявок от потенциальных партнёров сообщают все крупные компании. Так, Анна Иоспа, директор международных проектов СДЭК, говорит, что в прошлом году компания получила 23 тыс. заявок на открытие франшиз. Дмитрий Баранов, руководитель проекта Франчайзинг ГК "МЕДСИ" рассказывает, что за три года работы направления компания получила порядка 500 заявок. В этом году их количество уже выросло в два раза, по итогам прошлого года зафиксирован рост на 40%. Александр Мельников, сооснователь OnePrice и Epic Pizza, говорит, что по отношению к 2021 году в 2022-ом заявок стало больше, количество открытий выросло примерно на 70%. Многие компании закрыли свои отделы по продаже франшиз, при этом денег в стране достаточно, объясняет он рост спроса на работающие франшизы.
Андрей Постников, ведущий специалист отдела продаж сети парикмахерских "Супермен", сообщает о росте на 35%. "С рынка ушли крупные игроки, у потенциальных партнёров сократился круг франшиз, из которых они могут выбирать. Также сейчас предприниматели, которые планировали начинать своё дело, выбирают франшизу, потому что это проверенная бизнес-модель, в процентном соотношении он закрывается меньше, чем бизнес, который люди начинают сами", — комментирует он.
"Приятно слышать, что у коллег такой гиперрост заявок, это здорово, к сожалению, не могу похвастаться тем же за последний год. Рост составит порядка 5–7%. За последний год наши новые партнёры, наши новые франчайзи стали более осторожными. Увеличился цикл сделки, увеличилось время принятия решения, партнёры ведут себя гораздо более осторожно, чем два, три, а тем более пять лет назад", — сообщил Константин Сагалов, председатель правления Суши Wok.
Мария Орлова, коммерческий директор ГК "А101" в Санкт-Петербурге
Другая география
В числе трендов развития рынка участники отмечают расширение географии — внутри страны и за её пределами. "Мы видим, что бОльшая часть заявок приходит из-за рубежа. Огромное количество релокантов сейчас покупает нашу франшизу. Мы ведём бизнес уже в 35 странах, год назад было 20. Думаю, это общий тренд", — рассказывает Павел Фролов, основатель "РОББО" и франшизы детских кружков робототехники "РОББО Клуб".
Дарья Горякина, заместитель генерального директора Лабораторной службы "Хеликс", говорит об открытии точек в небольших городах. "Если раньше генераторами открытий были Петербург и Москва, то сейчас это маленькие города, вплоть до 5-10 тысяч населения. Петербург у нас сейчас очень плотно занят с точки зрения франшизы, поэтому здесь мы ценим любую возможность открыться", — отмечает она. Другой тренд, фиксируемый в "Хеликс" — консолидация рынка. "Очень сильно увеличился входной порог. И раньше лабораторию открыть было тяжело, а сейчас тем более. Мы видим тренд, когда люди, которые открыли бизнес под своим брендом, переходят под крупный бренд франчайзинга", — говорит Дарья Горякина.
Проблемное партнёрство
"Будьте осторожны с выбором франшиз. Появление большого количества новых франшиз чревато появлением некачественного продукта на рынке франчайзинга. Франчайзинг — это прекрасно, но будьте осторожны с выбором партнёров", — отмечает Константин Сагалов.
Одним из рисков роста эксперты традиционно называют нехватку персонала. Артур Вдовичев, руководитель направления франчайзинг "Улыбка радуги", говорит, что сегодня есть огромная сложность с тем, чтобы найти людей, готовых работать — и тем более эффективно. "Здесь основной тренд — автоматизация (появление касс самообслуживания) и система мобильного персонала, которая позволяет привлекать персонал в магазины только по мере необходимости. Россия входит в демографическую яму, которая усилена некоторыми другими процессами, здесь надо будет искать решения", — предрекает он.
Ограничения в метрах
Участники рынка говорят об изменяющихся требованиях к объектам и нехватке качественных помещений.
"Сейчас мы активно развиваем торговую марку "Чайная ложка". Мы смотрим топовые места, но они заняты. И даже если ты предлагаешь на 50% больше, арендодатель очень серьёзно думает. Предыдущие кризисы научили арендодателя, теперь он плотно держится за своего арендатора и расставаться с ним не хочет. Арендатор тоже держится за помещение, потому что понимает, что открыть новую точку настолько дорого и сложно, что лучшее подержаться. Для нас это минус", — говорит Михаил Гусейнов, генеральный директор сети кофеен "Чайникофф". Из плюсов он отмечает практически прекратившуюся конкуренцию с западными брендами, которые традиционно занимали топовые объекты.
Абдалла Хафез, главный управляющий директор "Бургер Кинг Россия", в свою очередь полагает, что для многих недавно созданные фирмы могут казаться менее надёжным партнёром, чем глобальная компания с именем. Он отмечает, что сейчас бизнес заинтересован в меньших по площади объектах. "Мы не ищем большие помещения, как раньше. Мы пытаемся изменить нашу технологию, чтобы ей требовалась меньшая площадь", — добавляет он.
"Мы тоже оптимизировались. Раньше открывали магазины 40-–400 м2, сейчас ограничиваемся 200 м2. Что касается Epic Pizza, мы полностью ушли в dark", — рассказывает Александр Мельников.
Кирилл Остапенко считает, что площади в рознице продолжат сокращаться. Непосредственно основанная им франчайзинговая сеть "Велодрайв" сегодня проводит реформатирование — из сети по продаже спортивных товаров и велосипедов она планирует стать маркетплейсом соответствующего направления. "Думаю, подобные тренды, когда бизнес-модели будут пересматриваться, а прежние игроки будут работать по-новому — это то, что всех нас ожидает", — говорит Кирилл Остапенко.
"Тренд на уменьшение площади есть, мы его видим, но площади всё равно требуются, есть бизнесы, которые в принципе без площадей не могут существовать. Есть и тренд в сторону увеличения площадей — это физкультурно-оздоровительные комплексы, объекты образования, рестораны и фудхоллы, которые нужны в шаговой доступности, внутри жилых кварталов", — говорит Оксана Моисеева, руководитель направления коммерческой недвижимости ГК "А101". Работа в новых районах, подразумевающих комплексное освоение территорий, для бизнеса легче, поскольку застройщики обычно заранее проектируют помещения под нужды конкретного объекта.
Оксана Моисеева, директор направления коммерческой недвижимости ГК "А101"
Два года назад ГК "А101" начала плотно сотрудничать с франшизами, запустив совместный проект с TopFranchise, в рамках которого получают акцепт на каждое коммерческое помещение в своих районах от десятков франшиз. "Это одобрение наших коммерческих активов под конкретные функции и бренды. В нашем "магазине франшиз" любой может посмотреть помещения с уже одобренной франшизой, это классическая схема win-win. Инвестор сразу видит потенциал объекта и потенциал арендатора. Арендатору согласованный брендом объект ускоряет цикл открытия бизнеса. Девелопер получает заполнение объектов коммерческой инфраструктуры, а житель — комфортную жилую среду", — поясняет Оксана Моисеева.
По её словам, франшизы — ключевой арендатор сегодня. "Более 60% бизнесов внутри наших жилых районов действует по франшизе, это то самое малое и среднее предпринимательство. Традиционно франчайзинг воспринимают как что-то маленькое, но, например, Х5 тоже продаёт свои франшизы", — говорит она.
Опыт сотрудничества с франшизами ГК "А101" опробовала в Москве, а сейчас запускает в Петербурге, приглашая бренды, бизнес и инвесторов на свои первые проекты в агломерации. При комплексной застройке эта схема эффективна для всех участников рынка, уверена Оксана Моисеева.