Энергетики рассказали не очень много нового в ходе минувшего ПМЭФ–23. Петербургу обещают заводы, Мурманску — газ, добывающим компаниям — импортозамещение. Подобное звучало и в прошлые годы.
Проходивший с 14 по 17 июня XXVI Петербургский международный экономический форум ожидаемо оказался не столь богатым на громкие сделки, как предыдущие. Впрочем, теме энергетики на мероприятии уделили достаточно времени. Неудивительно, ведь именно она является главным пересечением международной экономики и политики. Анонсированные проекты закономерно укладываются в парадигму последних 2 лет — меньше импорта, больше замещения.
Остаёмся в тренде
Непосредственно Петербург поучаствует в двух крупных энергопроектах. Губернатор Александр Беглов и председатель совета директоров АО "Силовые машины" Алексей Мордашов 15 июня подписали соглашение о сотрудничестве при реализации инвестпроектов по разработке газовых турбин ГТЭ–65 и ГТЭ–170 — перспективных полностью российских агрегатов.
Общий объём инвестиций в программу модернизации производства турбин и генераторов большой мощности на ближайшие 2 года составляет 8,5 млрд рублей, проект профинансируют "Силовые машины".
Турбину большой мощности ГТЭ–170 намерены запустить в эксплуатацию до конца этого года, а ГТЭ–65 — в 2024–м. Ранее "Силмаш" уже получал бюджетную субсидию на мероприятия размером 5 млрд рублей, общая стоимость проекта в 2020 году оценивалась в 17 млрд рублей.
Многие крупные иностранные поставщики газовых турбин (Siemens, General Electric и другие) ушли из России, а в июне стало известно и о том, что GE перестанет обслуживать уже поставленные турбины в связи с санкциями США, говорит аналитик ФГ "Финам" Александр Ковалёв. Аналогичное решение с большой вероятностью примет Siemens, тут вопрос времени. И в таких условиях операторы газовых ТЭС на импортных установках сталкиваются с серьёзными рисками.
"Если в краткосрочной перспективе их реально разрешить за счёт вывода оборудования в резерв, то на “длинном” горизонте нужно искать надёжные альтернативы, среди которых есть переход на продукты “Силовых машин”. В это же время действующих мощностей компании точно недостаточно для обеспечения даже имеющегося внутреннего спроса, в связи с чем расширение производственных площадок выглядит логичным", — рассуждает Александр Ковалёв.
Также в Петербурге должен появиться новый комплекс по сжижению природного газа (КСПГ), предназначенного для заправки общественного транспорта города. Соответствующее соглашение о намерениях 15 июня администрация Петербурга подписала с ООО "Газпром СПГ технологии". Стоимость завода оценивается в 2,5 млрд рублей, его производительность составит около 3 тонн СПГ в час, растянется проект на ближайшие 3 года. Для Петербурга, активно переводящего городской транспорт на природный газ, такая инфраструктура особенно актуальна, учитывая, что сегодня в городе работает только одна КриоАЗС, на которой можно заправиться сжиженным природным газом.
В рамках ПМЭФ ООО "Газпром СПГ технологии" заявило о строительстве аналогичных комплексов в Приморском крае и двух предприятий по малотоннажному сжижению газа в Московской области.
Также компания построит КСПГ в Тульской области, в районе газораспределительной станции Новомосковск–2, ориентировочно за 3 млрд рублей. В том же регионе намерен построить свой СПГ–завод "Новатэк" — мощностью 126 тыс. тонн в год и стоимостью около 8 млрд рублей.
Нефтяники сами по себе
На Северо–Запад может вернуться и нефть. Глава "Газпром нефти" Александр Дюков сообщил журналистам, что компания рассматривает возможность совершить отгрузку нескольких партий нефти в портах Балтийского бассейна на суда, которые потом по Севморпути отправятся в Азию. После введения эмбарго ЕС в отношении российского чёрного золота западные маршруты, точками входа в которые были порты Петербурга и Ленобласти, оказались не востребованы.
Помимо этого "Газпром нефть" войдёт в консорциум добывающих компаний, создающийся в целях замещения иностранного ПО в отрасли. Соглашение о его основании также подписали на форуме.
Сообща обязались разрабатывать софт "Газпром", "Газпром нефть", "Лукойл", "Татнефть", "Новатэк", "Сибур холдинг", "Зарубежнефть", "Росгеология" и "Транснефть".
Кому–то ждать осталось мало
Однако более масштабные и значимые договоры в этом году заключали другие субъекты страны. Губернатор Мурманской области Андрей Чибис 16 мая подписал с главой ПАО "Газпром" Алексеем Миллером соглашение о газификации региона. Экономически целесообразным решение протянуть магистральный газопровод Волхов — Мурманск мощностью 9 млрд м3 в год признали на ПМЭФ–22.
Сегодня основным топливом, на котором работают котельные в области, является топочный мазут.
Ориентировочная сумма инвестиций в газификацию региона, расположенного на 70% за полярным кругом, составляет 300 млрд рублей. Источником средств может послужить Фонд национального благосостояния.
С завистью с другого конца страны на Мурманскую область смотрит Бурятия, в которой газа также до сих пор нет — в качестве основного источника энергии используется уголь. Газовую трубу в Бурятию и соседний Забайкальский край тянуть невыгодно. Но до регионов может дойти газ, если будут окончательно приняты решения о строительстве "Силы Сибири — 2".
В любом случае трубы к регионам протянут не ранее 2030 года. Поэтому на ПМЭФ–23 глава Республики Бурятия Алексей Цыденов и генеральный директор "Россети Сибирь" Павел Аникин подписали соглашение по переводу частных домовладений Улан–Удэ с печного отопления на электрическое — проект планируют завершить в 2027 году. Так для жителей столицы республики ожидание строительства газопровода хотя бы будет более комфортным — с меньшим количеством смога и сажи в воздухе. Хотя электричество, которое станет обогревать их дома, очевидно, будет получаться сжиганием того же самого угля.
Однако громкие соглашения в отдельных случаях могут остаться только на бумаге. К примеру, можно вспомнить "Балтийский метанол", ветропарк в Свирице или совместное предприятие по сервису газовых турбин российского "РЭП Холдинга" и итальянской Ansaldo Energy.
Впрочем, в этом году власти заявили, что пошли по принципиально другому пути — решено не подписывать соглашения, не подкреплённые реальными проектами.