Российский компании по-прежнему уделяют много внимания вопросам экологии и экологичности. Тому, какие шаги предпринимают в этом направлении петербургские компании, был посвящён круглый стол "ДП" "Экологическая ответственность бизнеса".
О растущем спросе потребителей на экологичную продукцию рассказала Юлия Грачева, директор Экологического союза, член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки, руководитель центрального органа системы экологической сертификации "Листок жизни". "Во всём мире прослеживается глобальный тренд на экологичность и на заботу об окружающей среде. Потребители стремятся выбирать продукцию ответственных компаний, но это порождает большую почву для спекуляций", — сообщила она. Всё более актуальным становится понятие "гринвошинг" — безосновательное экологичное позиционирование компании, бренда или конкретного товара, когда на "зелёную" рекламу тратится больше, чем непосредственно на экологические мероприятия.
Согласно опросу НАФИ, проведённому в городах-миллионниках, люди обращают внимание на состав и экологичность покупаемых товаров. "Под экологичностью подразумевается то, что это произведено с заботой о человеке и о природе. Спрос на экотовары сохраняется, и экологичность волнует каждого пятого жителя крупных городов. При этом, по другому опросу НАФИ 32% людей скептически относятся к значкам "эко". Это связано с тем, что очень многие производители спекулируют на экологичности, говорят, что они экологичны, хотя на самом деле таковыми не являются. Многие компании, даже крупные, занимаются гринвошингом, не зная об этом, выбирая какие-то значки, сертификаты, которые не имеют ничего общего с настоящими надёжными сертификатами", — рассуждает Юлия Грачева.
Никита Бондаренко, начальник управления государственного экологического надзора комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга, отметил, что контроль за соблюдением экологических "правил поведения" сейчас осложнён мораторием на проведение каких-либо проверок. "Многие просто не заинтересованы соблюдать требования, потому что за несоблюдение ничего не будет, никакого наказания. Лично я считаю, что всегда должна быть некая дубинка, которая помимо пряника должна подстёгивать людей для исполнения каких-либо обязанностей. Надо понимать, что неисполнение требований может привести к неким неприятностям. Конечно, такие вещи надо прописывать в законодательстве. И в настоящее время государство идёт по этому пути. Но всё зависит и от конкретных людей, от конкретного бизнеса", — подчеркнул он.
По словам Никиты Бондаренко, федеральным законодательством предусмотрены меры поддержки (взаимозачёт по плате за негативное воздействие на окружающую среду, налоговые преференции и субвенции бюджетов федерального и регионального уровня), но в Петербурге и в СЗФО в целом, бизнес по ним практически не работает. "Наверное, надо вносить изменения в федеральное законодательство, добавить, расширить меры поддержки для ориентированных на охрану окружающей среды хозяйствующих субъектов", — предлагает он.
"Важно не столько принимать законы, сколько за них спрашивать. На сегодняшний день спрос вырос. Если раньше дешевле было откупаться, платить штрафы, чем строить очистные сооружения, то сейчас спрос и штрафы настолько выросли, что некоторые предприятия начали об этом задумываться. Это, мне кажется, важнейшая составляющая тех шагов, которые сейчас предпринимаются", — выступил Александр Кузьмин, генеральный директор АО "Проектное бюро "Луч". Он также отметил важность "маленьких мероприятий": сокращение потребления в офисах, внедрение раздельного сбора отходов, включая опасных, высадку деревьев и т.п.
"В конце прошлого года мы проводили опрос среди сотрудников, в котором приняли участие больше 100 человек. Мы попросили отранжировать категории, по которым выбирают компании: карьерные перспективы, зарплата, фитнес, комфорт в офисе, социально-экологическая повестка и пр. И два процента сотрудников поставили вопрос социально-экологической ответственности на первое место. Сегодня осознанность молодых сотрудников значительно превышает то, к чему мы привыкли 20 лет назад. Учитывая, что на рынке сейчас огромнейший дефицит кадров, эти 2% стоят того (чтобы заниматься этими вопросами — "ДП"). Если есть люди, для которых это принципиально, важно, то почему нет? Это не обязательно невероятное количество денег, иногда это просто какие-то мероприятия с минимальными экономическими вливаниями", — говорит Александр Кузьмин.
"Я как раз вхожу в число сотрудников "чуть-чуть за 20 лет", когда я выбирала работодателя, для меня было безумно важно, соблюдает ли компания какие-либо экологические инициативы. Мне кажется, что это отличная возможность для тимбилдинга, подобные мероприятия превосходно сближают сотрудников. Наша компания начинала свою зелёную инициативу с достаточно маленьких шагов, таких как переход на полностью электронный документооборот. Постепенно всё переросло в использование только энергосберегающего оборудования и производство более экологичной продукции", — рассказала Кристина Базымянская, менеджер коммерческого отдела ООО "Альфа Л Сервис".
Участники дискуссии считают, что "зелёная" повестка не потеряет актуальности для российских компаний на фоне происходящих изменений. "Есть глобальные тренды, они не зависят от флуктуаций, которые происходят на отдельных рынках. Очень большой толчок именно на развитие внутренних инструментов, мы это наблюдаем. Бизнес активно взаимодействует между собой, партнёрится — даже те, кто раньше были конкурентами", — полагает Юлия Грачева.
"Как я уже сказал, нас толкает молодёжь. Чем дальше, тем больше. Они уже точно заражены этой повесткой, поэтому даже тот бизнес, который сегодня ещё её не применяет, через пять лет будет — под влиянием более молодых управленцев или даже сотрудников. Я думаю, что это неизбежно", — прокомментировал Александр Кузьмин.
"Несмотря на всё происходящее вокруг, экологическая повестка остаётся на важном месте. Какие-то западные и европейские принципы в контексте ESG от нас ушли, но остались наработки, российский бизнес может их сам использовать, доработать. В плане экологичной инициативы я вижу просто невероятные перспективы развития", — подытожила Кристина Базымянская.
"Полностью соглашусь, никак уход крупных западных компаний, санкции и т.д. не повлияют на развитие тренда. И на самом деле, всё это — не западноевропейские тренды, а общемировые. У нас у самих всё это развивается, развивается законодательство, государство прилагает к этому усилия. К тому же соглашусь, что новое поколение всегда лучше предыдущего. И за счёт всего этого всё будет развиваться и далее, будет двигаться в нужном направлении. Мы уже на правильном пути", — резюмировал Никита Бондаренко.
“
У каждой компании — своя специфика, от этого зависят возможности грамотно вписать экологические инициативы в текущую деятельность. У строительной компании есть много возможностей. Так, в Setl Group с 2016 года внедрен рециклинг отходов строительства (бой кирпича, бетона, железобетона) во вторичный щебень для собственных нужд строительства и передачи сторонним организациям. В 2022 году долю отходов, переведенных во вторичный материал, удалось довести до 97%. Также на объектах Setl Grouр используются технологии, направленные на рациональное использование земельных ресурсов: снятие, сохранение почвенно-растительного слоя в процессе застройки с последующим использованием при благоустройстве и озеленении территорий. Объем сохраняемого и рационально используемого грунта постоянно растет, за три года он вырос на 30%. Внедряются мероприятия, направленные на сохранение водных ресурсов, очистку сточных вод. В 2022 году Setl Group приступил к реализации программы создания экологических маршрутов, первый был открыт в Московском районе — тропа протяженностью около 2,5 км проходит через лесной массив. Также компания регулярно проводит экологические субботники с вовлечением жителей в экологическую повестку, на которых особое внимание уделяется активностям для детей. Также ежегодно Setl Group проводит выпуск мальков различных пород рыб в водоемы Петербурга и Ленинградской области, причем как по предписаниям, так и по собственной инициативе, в целях поддержания природного фонда. За последние два года было выпущено свыше 25 тыс. мальков лосося (семги), щуки, судака и других видов рыб.
Ольга Федорова
начальник отдела СЭС и экологии Setl Group