Миллиардер Сергей Моренков реорганизует управление группой "Автополе". Из 10 компаний по продаже и сервису авто и мотоциклов продолжат работать четыре.
Бизнесмен может стремиться к упрощению структуры управления этими активами, предполагают эксперты.
Четыре компании, входящие в группу "Автополе", по итогу реорганизации поглотят шесть других, следует из данных системы "Контур.Фокус". Так, в состав ООО "Автополе Карс" и "Автополе Н" войдут по две компании ("Автополе Мультикар" и "Автополе Сервис — Вольво", а также "Автополе — Лучший Выбор" и "Автополе Сервис 2" соответственно), "Автополе Джей" поглотит "Автополе Сервис 1", а "Автополе Мото Кудрово" — "Мотополе 24".
Отметим, что во всех этих "компаниях–поглотителях" Сергей Моренков (№ 124 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2022) владеет мажоритарной долей. В первых трёх ему принадлежит по 82,6%, ещё 17,4% долей владеет Людмила Макарова. Четвёртой компанией, которая занимается продажей мотоциклов, предприниматель владеет вместе с Алексеем Нигматулиным (им принадлежит 51% и 49% её долей соответственно).
В самом "Автополе", куда "ДП" обратился с запросом, не захотели комментировать причины реорганизации.
Как полагает партнёр юридической фирмы Ru.Courts Илья Кавинский, в их числе может быть желание упростить структуру корпоративного управления, а также стремление снизить соответствующие административные затраты.
"Десять юридических лиц — это необходимость составлять большое количество документов бухгалтерской и другой отчётности (что требует соответствующего штата бухгалтеров). Нужно покупать лицензии на соответствующее программное обеспечение. А возможное потенциальное количество проверок увеличивается соответственно в 10 раз", — поясняет Илья Кавинский.
При этом, отмечает эксперт, сегодня структурирование бизнеса через создание различных юридических лиц уже не даёт дополнительных преимуществ, как это было 10–15 лет назад. Тогда такой способ использовали, например, как стратегию защиты с точки зрения процедуры банкротства. "Теперь бизнесу часто выгодно объединить все компании в одну юридическую структуру, так как она будет работать проще", — добавляет Илья Кавинский.
Группа компаний "Автополе" владеет внушительным портфелем из 19 автомобильных брендов. В последние пару лет увеличение их количества происходило в основном за счёт китайских марок, которых сейчас у группы около 10. Финансовое состояние 10 компаний, ставших участниками реорганизации, в прошлом году в целом улучшилось, несмотря на уход многих иностранных автобрендов с российского рынка. Их совокупная выручка в 2022 году выросла на 14% и достигла 14 млрд рублей, чистая прибыль составила 363 млн рублей.
Предыдущий год можно назвать одним из самых непростых для российского авторетейла. Тогда, по подсчётам "ДП", суммарная выручка 10 крупнейших автодилеров и автосалонов Петербурга сократилась на 23%, до 110 млрд рублей, а чистая прибыль — на 54%, до 2,4 млрд рублей. Главной причиной стало падение продаж. При этом одна из компаний "Автополя" — ООО "Автополе — Н" — по итогам года вошла в тройку крупнейших автодилеров города. В 2022–м она смогла немного нарастить выручку (на 8%, до 5,9 млрд рублей), хотя её чистая прибыль снизилась на 71%, до 31 млн рублей.
Остаётся незавершённым судебный спор между ООО "Автополе–Н" и ООО "Дженерал Моторз авто" (российская "дочка" американского автоконцерна GM). Дилер требует взыскать с ответчика более 1,4 млрд рублей убытков и упущенной выгоды — вероятно, после ухода бренда с российского рынка. В декабре 2022 года суд арестовал денежные средства ответчика более чем на 700 млн рублей.