В торговых центрах Петербурга сократился объём вакантных площадей

Автор фото: Сергей Ермохин

В ТЦ Петербурга за первое полугодие появилось более 110 новых магазинов и кафе. Уровень вакансии начинает снижаться.

Средний уровень вакансии в торговых центрах Северной столицы снизился с 10,4% в конце прошлого года до 8,2% в июне 2023–го, выяснили в Nikoliers. В качественных ТЦ доля вакантных помещений сократилась за этот же период с 11,6 до 9,9%. За 6 месяцев в ключевых ТЦ Петербурга открылось более 110 новых магазинов, кафе и ресторанов, что почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.
"На сегмент “одежда и обувь” пришлось 72% всех открытий. Лидерство обусловлено появлением 21 магазина ливанской Daher Group. Кроме того, открылись новые торговые точки брендов Befree, sela, Finn Flare, Ralf Ringer, Kristina&Milan и "Снежная Королева". Также увеличилось количество открытий обновлённых магазинов", — отмечают в Nikoliers.
Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова замечает, что стрессовый момент пройден, в торговых комплексах практически все площади заместились. Например, в ТЦ "Жемчужная плаза" большое помещение, которое освободилось после H&M, заменили на "Стокманн". У российских ретейлеров время расцвета. Сейчас они получают ту прибыль, которой не было раньше. Это было ожидаемо, так как они стали занимать всё большую часть рынка, арендовать большие площади и менять концепции.
Генеральный директор ТРК "Лето" Андрей Должиков подтверждает, что объём вакантных площадей в торговых центрах Петербурга постепенно снижается. На смену ушедшим западным брендам приходят новые, и российские, и международные. Особенно активно развиваются сегменты fashion–ретейла, развлечений, товаров для дома и общественного питания.
"Высоким спросом пользуется одежда и обувь российского и белорусского производства, что подтверждается успехом таких брендов, как Zarina, Gloria Jeans, Respect, Belwest, Arny Praht, — они показывают особенно высокие продажи в последнее время. Кроме того, недавно у нас открылся первый в Петербурге магазин турецкого бренда одежды Loft. До конца года запланированы открытия других новых арендаторов. В целом мы ожидаем, что тенденция на сокращение вакансии в торговых центрах сохранится", — говорит Андрей Должиков.
Директор агентства коммерческой недвижимости Filipov Capital Артём Филипов добавляет, что стабильно положительная динамика трафика в торговых центрах говорит о том, что посетители адаптировались к текущим условиям. Это создаёт благоприятную среду для развития бизнеса и привлечения новых инвестиций.
Важным событием стало появление на российском рынке новых международных брендов, в основном из Турции и Италии. При условии отсутствия новых шоков ситуация будет стабильно двигаться в позитивном направлении.
Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева отмечает, что с начала года аналитики фиксируют активное поглощение торговых помещений в качественных проектах. Несмотря на осторожные планы ретейлеров в начале года, уже в конце I квартала отмечались позитивные тренды развития у большинства операторов одежды, обуви, товаров для дома. Поэтому корректировки планов по новым открытиям не произошло, а арендаторы стали активно и оперативно забирать площадки, которые ещё остаются на рынке. Если ситуация сохранится, то в NF Group ожидают снижения уровня вакансии в петербургских проектах до своих привычных значений — 3–4%.
При этом временно закрытыми уже больше года остаются магазины Puma, Adidas и другие — все они суммарно занимают 2% арендопригодной площади ключевых торговых центров города. Для сравнения: в декабре 2022 года доля временно закрытых магазинов в ключевых ТЦ Северной столицы составляла 7%.
Полина Фиофилова добавляет, что арендные ставки на рынке остаются прежними, но изменились сроки договоров. Если ушедшие компании предпочитали максимально долгосрочные соглашения до 20 лет, то российские арендаторы обычно заключают договор на срок от 5 до 10 лет.
"Трафик тоже поменялся, особенно если сравнивать с результатами за аналогичный период прошлого года, когда было время максимального непонимания, что будет дальше. Кроме того, ожидаются возвращения компаний, например Decathlon", — подчёркивает Фиофилова.
При этом Mall Index (рассчитывается компанией Focus Technologies), отражающий количество посетителей на единицу площади торговых центров, по итогам первого полугодия 2023 года оказался на 2% ниже показателя аналогичного периода прошлого года и на 11% ниже показателей первого полугодия 2021–го.
Руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев добавляет, что если рассмотреть период апрель–июнь 2023 года, то Mall Index окажется на 1% выше, чем в 2022 году, но также на 11% ниже, чем в 2021–м. Тем не менее в среднесрочной перспективе можно будет увидеть прирост аудитории ТЦ по сравнению со сложным 2022 годом.