Петербургские ресурсники не готовы отказываться от собственных расчётных систем в пользу АО "ЕИРЦ СПб".
Несмотря на появление в Северной столице фактически монополиста на рынке расчётов за коммунальные услуги в лице АО "ЕИРЦ Санкт–Петербурга" в начале 2023 года, городские ресурсоснабжающие организации не просто не готовы отказываться от собственных биллинговых систем в пользу аутсорсинга, а, наоборот, начинают разрабатывать внутренние комплексные решения для работы со счетами клиентов.
Взялись за новое
ГУП "ТЭК Санкт–Петербурга" 23 июня разместило в системе госзакупок конкурс с начальной ценой 754 млн рублей на разработку автоматизированной информационной системы проведения расчётов с потребителями за тепловую энергию и горячее водоснабжение. Судя по документации, появиться система должна до конца августа 2026 года.
Спустя неделю, 30 июня, ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" объявило похожий тендер. Предприятие готово заплатить почти 400 млн рублей подрядчику, который до конца ноября 2025 года создаст систему по управлению взаиморасчётами с клиентами ГУП.
В "Водоканале СПб" "ДП" пояснили, что используемые сегодня программы биллинга разработаны ещё в начале 2000–х годов и нуждаются в доработках, связанных с повышением качества обслуживания абонентов, задействованием современных каналов коммуникации и общей оптимизацией процессов. "Рынок цифровых решений в России претерпевает значительные изменения, в связи с чем предприятием было принято решение о разработке и последующем внедрении новой биллинговой системы на базе отечественных информационных продуктов", — говорят на предприятии.
Действительно, как указывается в технической документации, существующий инструмент "Водоканала" построен на системах управления базами данных американской корпорации Oracle, спешно свернувшей свой бизнес в России и поддержку собственных продуктов в стране в начале марта 2022 года. Проектируемое "Водоканалом" решение будет соответствовать требованиям правительства РФ о допустимости использования ПО на госпредприятиях и бесшовно заменит действующую систему.
В ГУП "ТЭК СПб" комментариев не предоставили.
Долгая реорганизация
Здесь возникает, однако, более глубокий вопрос. Если городские ресурсники в течение пары лет будут обладать собственными технологичными решениями для работы с клиентами, то зачем им вести расчёты с населением через посредника в лице АО "ЕИРЦ СПб"?
Напомним, что идею о создании единого расчётного центра в Петербурге озвучил в начале 2022 года губернатор Александр Беглов. Решено было объединить городское АО "ВЦКП “Жилищное хозяйство”" и АО "ЕИРЦ Петроэлектросбыт", которое контролировалось ПАО "Интер РАО".
Базой для слияния стал "ЕИРЦ Петроэлектросбыт", к которому присоединили АО "ВЦКП", знакомое петербуржцам по розовым квитанциям. В итоге в новообразованном АО "ЕИРЦ СПб" группа "Интер РАО" получила 51% акций, а Смольному досталось 49%. В администрации города позже поясняли, что решение по сути отдать городской актив в частные руки было продиктовано более обширной абонентской базой "Петроэлектросбыта".
Для горожан же плюсом от появления масштабного игрока должен стать единый платёжный документ, постепенное внедрение которого началось зимой и продлится до начала отопительного сезона 2024–2025 годов.
Кроме тебя самого, никто не сделает лучше
В "Водоканале" "ДП" заявили, что не собираются разрывать существующие договорённости с единым центром. "АО “ЕИРЦ СПб” ведёт работу по переходу к формированию единого платёжного документа на территории Санкт–Петербурга, “Водоканал” планирует продолжить сотрудничество и совместную работу в этом направлении", — утверждают в компании.
В то же время такой ответ звучит немного противоречиво. У "Водоканала" есть действующий договор с АО "ЕИРЦ СПб" стоимостью 138 млн рублей, заключённый ещё летом 2022 года (когда формально единый центр ещё не образовался). В соответствии с соглашением в течение 2023–2024 годов центр берёт на себя функции по расчёту и перерасчёту платы за поставленные "Водоканалом" коммунальные ресурсы, учёту скидок потребителям, имеющим право на социальную поддержку, начислению пеней, выгрузке данных в ГИС ЖКХ, а также по формированию квитанций и их доставке до потребителей — в физическом и электронном виде.
Все эти функции, за исключением рассылки, должна будет иметь и собственная система, которую в течение 2 лет намерен создать "Водоканал".
Абсолютно аналогичная ситуация с ТЭК СПб. Всю работу, которую сейчас для предприятия делает ЕИРЦ СПб, оно будет в состоянии выполнять самостоятельно уже к 2026 году. Более того, систему, разрабатываемую ГУП "ТЭК СПб", снабдят модулем прогнозирования расчётов на основе истории взаимодействий с клиентом.
В закупочной документации в качестве одной из целей разработки новой системы ГУП "ТЭК СПб" прописывает исключение параллельного сопровождения нескольких систем и сокращение издержек на интеграцию как с внутренними, так и с внешними системами.
Ощущение ненужности
В соответствии с действующим законодательством ресурсоснабжающие организации обязаны обладать возможностью выставлять счета за услуги, но в подробностях данный аспект не прописан. Значит, это могут быть как собственные системы, так и привлечение третьих лиц, что и произошло в Петербурге, говорит генеральный директор СРО "МежРегионРазвитие" Владислав Воронков.
"Да, это, может быть, оптимизирует в предприятиях те или иные функции при расчётах. Но для отдельно взятого дома, где, например, организовано ТСЖ, эту работу выполняет бухгалтер, причём не самой высокой квалификации, с помощью пакета “1С: Бухгалтерия” стоимостью около 16 тыс. рублей (пожизненно). А крупные организации, как ТЭК СПб и “Водоканал СПб”, могут позволить себе создать своё программное обеспечение", — говорит эксперт. Как отмечает Владислав Воронков, для ресурсников принципиален момент полного контроля над начислениями, так как ответственность за ошибки несут в конечном итоге они. Но также нельзя исключать и то, что модернизация внутренних систем происходит планово — в рамках общей тенденции на обновление и переход на российское ПО.
Также, напоминает он, уже какое–то время на уровне Минстроя ведутся разговоры о создании единой общероссийской площадки для расчётов за ЖКУ на основе системы ГИС ЖКХ. В таком случае появляется уже экзистенциальная угроза для самого "ЕИРЦ Санкт–Петербурга", который после выхода на рынок монополиста федерального масштаба рискует оказаться бесполезным.
В АО "ЕИРЦ СПб" "ДП" рассказали, что основными задачами центра являются объединение всех начислений в единую квитанцию, обеспечение прозрачности взаиморасчётов между жителями Санкт–Петербурга и ресурсоснабжающими организациями, а также консультационная работа с населением всеми доступными каналами коммуникации. "Появление очередного нового инструмента в виде цифровой платформы для ведения расчётов не повлияет на их реализацию", — заверяют в компании.
UPD: После выхода материала в печать ГУП "ТЭК СПб" ответило на запрос "ДП". В компании подчёркивают, что разработка программного комплекса не связана с возможным изменением принципов расчёта за ЖКУ с населением по прямым договорам, которые сейчас ведутся с помощью АО "ЕИРЦ СПб".
ГУП "ТЭК СПб" использует различные программы для ведения договорной базы, расчёта теплоотпуска и ведения претензионной и судебной работы с должниками. Планируемый к разработке комплекс ПО должен объединить все внутренние базы и расчёты предприятия в единую систему, указали там.