Движение вверх

Каждый пятый петербуржец работает в сфере торговли

В четвёртую субботу июля в России отмечается День работника торговли. В этом году он выпадает на 22 июля. К профессиональным праздникам принято подводить итоги и обозначать главные направления дальнейшего развития. Здесь Петербургу есть чем по праву гордиться: торговля является одной из лидирующих отраслей в экономике города.

Восстановительный рост

На сегодняшний день сфера торговли для Петербурга — вторая по значимости после промышленности.
"Торговые предприятия формируют более 15% валового регионального продукта, а вклад отрасли в налоговые поступления бюджета Петербурга составляет 38,3%. Особо стоит отметить, что торговая отрасль — лидер по количеству созданных рабочих мест. Общая численность занятых в этой сфере составляет более 620 тыс. человек (19% от всего занятого населения Петербурга). Всего по итогам 2022 года в городе работают более 25 тыс. предприятий розницы", — говорит председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт–Петербурга Кирилл Соловейчик.
Последние несколько лет оказались для отрасли весьма непростыми. Тем не менее общий оборот розничной торговли за 2022 год составил 1,95 трлн рублей, что на 1,5% больше показателя 2021 года. Эти темпы роста только кажутся скромными. Похожая картина наблюдалась вплоть до 2020 года. Затем последовал сложный период с его локдаунами и ковидными ограничениями, когда развитие замедлилось. За счёт эффекта низкой базы в 2021 году наблюдался резкий скачок: с 1,5 трлн до 1,92 трлн рублей. И очень важно, что этот пик был не только удержан, но и закреплён в 2022 году.
Говоря о торговле в Петербурге, необходимо отметить, что в общей структуре товарооборота доминирующее положение продолжают занимать сетевые предприятия торговли. Хотя в сегменте продовольственных товаров доля сетей по итогам 2022 года несколько снизилась и составила 81%.
Важнейшим направлением развития сферы потребительского рынка, в частности розничной торговли, является содействие развитию конкуренции на рынках товаров и услуг, развитие многоформатной торговли, в том числе малых и средних форматов (НТО, ярмарки, рынки). Всего в 2022 году в городе было проведено 153 ярмарки. В этом году их запланировано уже 211 — 178 региональных и 33 ярмарки выходного дня.

Делаем сами

Одним из основных трендов последнего времени стало импортозамещение, где уже можно констатировать заметные успехи. Совокупная доля отечественных товаров в ассортименте торговых сетей, ведущих деятельность в Петербурге, превысила 90%. А по некоторым категориям продуктов достигла 100%. Это прежде всего хлеб, молоко, колбасные изделия и замороженные продукты. Рост объёмов закупок отмечен и у производителей отечественных овощей, продуктов мясопереработки, творога и молока.
Рука об руку с импортозамещением идёт и другая актуальная тенденция — развитие собственных торговых марок (СТМ) торговых сетей. Сегодня некоторые ретейлеры до 20% товаров продают именно под СТМ. Использование этой стратегии позволяет им быть более гибкими как в выборе ассортимента, так и в плане ценовой политики. За последние 2 года общее увеличение доли СТМ в объёме продаж крупнейших сетей составило около 3%. Если брать долю СТМ от общего оборота розничной торговли, то получается, что сети продали товаров под собственными брендами в 2022 году на сумму около 110 млрд рублей.
Хорошо зная портрет своего покупателя, торговая сеть может эффективно выстроить линейку товаров под СТМ, которая закрывает все потребности и даёт возможность человеку не тратить лишнее время на поиски при посещении магазина. При этом СТМ торговых сетей — это вовсе не обязательно товары самых дешёвых ценовых категорий. Наоборот, некоторые сети за счёт грамотного позиционирования продвигают свои марки как премиальные или как отвечающие требованиям здорового образа жизни. Особенно это касается категорий готовой еды и выпечки.
Данный тренд крайне положительно способствует развитию кооперационных связей с поставщиками среди малого и среднего бизнеса. Для небольшого производителя задача пробиться на полки крупной торговой сети в большинстве случаев оказывается практически нерешаемой: слишком строгие критерии отбора, слишком завышенные требования к закупочным ценам и т. д. А вот контракт на производство СТМ может надолго обеспечить стабильную работу предприятия. К тому же с производителя снимаются все заботы по маркетингу и продвижению.
Работать с малым бизнесом зачастую выгоднее и для самих крупных ретейлеров. Ведь для них критически важно, чтобы при производстве СТМ максимально точно соблюдалась рецептура и продукция гарантированно была одного и того же качества. Контролировать это на малом производстве значительно легче, чем на крупном комбинате с множеством цехов. Ещё одно преимущество — малое производство легче и быстрее можно перенастроить, если линейка СТМ вдруг скорректировалась. А изменения происходят не так уж редко, ведь торговые сети стараются чутко держать руку на пульсе потребительских желаний и предпочтений.

Вместо счётов и весов

Важно понимать, что торговля в наше время — это давно уже не просто прилавок и витрины с товарами. Предприниматели активно осваивают современные технологии, цифровые сервисы и инновационные подходы. Выход на маркетплейсы, создание мобильных приложений, развитие аккаунтов в социальных сетях — вот лишь часть инструментов, которые сегодня помогают предпринимателям сокращать дистанцию с покупателем. Благо возможностей для их освоения хватает. В рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в стране создана сеть центров "Мой бизнес", где помимо консультаций и помощи в подборе мер государственной поддержки можно получить и бесплатный доступ к цифровым сервисам. Кроме того, различные программы содействия малому бизнесу запускают сами интернет–площадки в сотрудничестве с органами государственной власти.
Темпы цифровизации торговли в Петербурге отлично иллюстрирует статистика. Если в 2019 году доля интернет–продаж в общем объёме городской торговли составляла всего 4,5% (67,4 млрд рублей), то к 2022–му она выросла до 14% (270 млрд рублей). По этому показателю Петербург уже третий год подряд удерживает первое место среди всех субъектов Российской Федерации. Москва и Московская область, у которых по 10%, держат второе и третье места соответственно.
Покупать в интернете люди привыкли во время режима самоизоляции. А после снятия коронавирусных ограничений не стали отказываться от этой привычки, оценив по достоинству удобство и комфорт. Так что в нынешнем году можно вполне обоснованно ждать новых рекордов в этом направлении.