Петербургская компания осталась с брошенными французами контейнерами и без денег

Автор фото: Михаил Тихонов
Из–за прошлогодних событий в порту скопилось немало брошенных контейнеров.

Петербургский "Модуль" не смог взыскать 74,8 млн рублей с "дочки" французской судоходной компании CMA CGM за брошенные в прошлом году контейнеры.

Как следует из материалов дела, 74,8 млн рублей — это сумма за сверхнормативное хранение грузов на терминалах АО "ПКТ" и АО "Петролеспорт", переданных "Модулем" для запланированной и подтверждённой ответчиком (ООО "СиЭмЭй СиДжиЭм Русь") международной морской перевозки.
"Модуль" — транспортно–экспедиторская компания, совладельцем которой является Александр Альтшуллер (№150 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2022). В "Модуле" не ответили на запрос "ДП". Однако, как выяснилось в суде, ещё в 2008 году компания заключила договор с ООО "СиЭмЭй СиДжиЭм Русь", выполнявшим функции агента морских перевозок CMA CGM из Марселя. По его условиям "СиЭмЭй СиДжиЭм Русь" обязалась организовать международные и внутренние перевозки. На основании заявок (букингов), подтверждённых ответчиком, контейнеры с товаром завезли на терминалы ПКТ и "Петролеспорт". В период с февраля по май 2022 года запланированные судозаходы в порт Петербурга были отменены. В ожидании вывоза на терминалах находилось 679 контейнеров.
Ответчик каких–либо извещений и уведомлений об изменении расписания, задержке или отмене судозаходов "Модулю" не направлял. Претензия петербургской транспортной компании, направленная французам в сентябре, осталась без удовлетворения.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказался признать обоснованным иск "Модуля" к агенту. Между сторонами не согласовывалась фиксированная дата погрузки контейнеров на борт судна либо наименование судна, что соответствует практике морских перевозок, в которых заход судна в порт зависит от множества непредсказуемых факторов. Это делает невозможным определение точной даты судозахода. При этом расписание судозаходов устанавливается морским перевозчиком и его агент не несёт ответственности за изменение расписания или отмену судозаходов морской линией, указано в решении.
"Морские агенты работают на основании договора, по которому агент действует от имени судовладельца и за его счёт, что соответствует статье 232 Кодекса торгового мореплавания РФ, — говорит адвокат Адвокатской палаты Петербурга Игорь Николаев. — Именно на этом основывается судебная практика. И когда иски предъявляются к морским агентам, именно агентский договор является основным средством защиты для них".
Управляющий партнёр адвокатского бюро "Инмарин" Кирилл Маслов отмечает, что подобная судебная практика отказов появилась ещё задолго до геполитических событий 2022 года, она связана с особенностями организационно–правового структурирования мирового контейнерного бизнеса. "Локальная компания выступает только как агент или брокер линии, её ответственность в лучшем случае покрывает процесс приёмки или выдачи грузов, а за перевозку отвечает сама линия по своему личному закону и суду — скажем, где–нибудь в Марселе. И здесь для российской компании неизбежно возникают вопросы о доступности правосудия", — говорит эксперт.