Ребрендинг и не только: что помогло банкам пережить турбулентность

Автор фото: Сергей Коньков

За последние несколько лет в работе российского банковского сектора произошло множество изменений — часть игроков ушла с рынка, было несколько крупных санаций и слияний. Особенно сложным стал прошлый год. "ДП" разбирался, кто и каким образом смог сохранить свои позиции.

Кризисные явления на валютном рынке, происходившие весной 2022-го, оказали существенное влияние на весь финансовый сектор. Изменились инвестиционные стратегии. Например, те, что предусматривали вложение средств в акции и облигации, утратили свою актуальность, соответственно некоторые игроки ощутили падение комиссионных доходов.
Изменение ключевой ставки, сокращение объёма выдачи ипотечных кредитов, ослабление интереса к некоторым страховым продуктам — в той или иной степени сложности ощутили все банки.
Развитие вопреки
Как ранее писал "ДП", совокупная прибыль банковского сектора РФ в прошлом году составила 200 млрд рублей, а в 2021-м — 2,4 трлн. Примечательно, что наибольшие убытки по итогам 2022-го были зафиксированы как раз у одних из самых крупных игроков. Однако, по данным ЦБ, основные потери пришлись на первое полугодие, к концу 2022-го ситуация начала выравниваться.
В том числе, это стало возможно за счёт усердной работы руководства банков по адаптации к новым рыночным условиям. Ряд кредитно-финансовых организаций активно включился в государственную повестку, посвящённую поддержке бизнеса в условиях турбулентности, другие стали ещё более активно развивать digital-направления, третьи сделали акцент на обустройстве своих отделений и формировании индивидуального подхода к каждому клиенту, а кто-то даже произвёл ребрендинг.
Привлечь и удержать современного клиента непросто. Важны и сервис, и безупречная репутация, выстраиваемая десятилетиями, и наличие в банке инвестиционных продуктов компаний-партнёров. Используя последние, человек получает бонусы, которые применяет в самых разных сферах своей жизни, а банк — лояльность клиентов, благодаря чему может расширять свою аудиторию. Вот почему многие кредитно-финансовые учреждения сегодня такое большое внимание уделяют развитию экосистем.
Так, некогда стабильный и довольно консервативный сектор экономики трансформировался — по большей части популярность обрели частные банки среднего по масштабам страны размера, которые предлагают не только интересные условия по конкретным финансовым продуктам, но и помогают решить самые разные задачи клиента таким образом, чтобы, оставаясь внутри экосистемы, он получал максимальную выгоду за счёт развитой партнёрской сети.
Сила — в доверии
Один из характерных примеров — банк "Союз", который совсем недавно был переименован в Ингосстрах Банк. К слову, это событие на рынке стало вполне закономерным, так как основным акционером кредитно-финансового учреждения является СПАО "Ингосстрах", а сам банк уже не первый год предлагает клиентам продукты материнской экосистемы. Помимо страховщика, который известен уже 75 лет, в неё входят пенсионные и инвестиционные фонды, клиники и большое количество партнёрских организаций. По сути, ребрендинг лишь подчеркнул надёжность самого банка, который в этом году также отметил свой юбилей — 30 лет.
По прогнозам экспертов, синергия двух брендов в первую очередь должна отразиться на розничном направлении бизнеса. Уже есть флагманский совместный продукт, digital карта, которую банк выпускает с 2021 года. Она-то и станет ключом к большой экосистеме. Сейчас продукт обрастает дополнительными фичами: появляются подписки на различные сервисы, специализации в бонусной программе, связанные со здоровьем, страхованием дома и автомобиля. В свою очередь, эти разделы наполняются спецпредложениями от обширной партнёрской сети.
Но все-таки финансовые продукты группы остаются основным ядром. Ведь покупать страховку каждый день нет необходимости. А вот траты по банковской карте на потребительские нужды происходят регулярно. И здесь задача банка в имеющейся экосистеме связать долгосрочные потребности клиента и его ежедневные траты продуктами единой инфраструктуры. Экосистема продолжит и дальше пополнять свой пул партнёров. Рассматривается даже идея о межэкосистемных обменах. Но это уже планы на 2023—2024 годы.
Для кредитно-финансовых учреждений, которые не гонятся за сиюминутной выгодой, подобные стратегии являются приоритетными. И, если сегодняшние основные игроки рынка продолжат своё развитие и одновременно будут работать в этом направлении, то, пожалуй, прогнозы экспертов о том, что в 2023-м году прибыль в банковском секторе впервые в современной истории может превысить 3 трлн рублей, действительно могут стать правдой.