Мультибрендовые универмаги с одеждой захватывают торговые центры Петербурга

Автор фото: Сергей Ермохин
У отечественных производителей появился хороший шанс заместить своей продукцией иностранную на полках магазинов.

В петербургских ТЦ растёт число универмагов как российских брендов, так и зарубежных марок. Эксперты предполагают, что формат будет и дальше развиваться, однако в данной нише есть ряд сложностей.

Из–за ухода международных брендов на рынке fashion–ретейла стали появляться новые форматы: в петербургских ТЦ за последний год открылось несколько универмагов российских, в том числе петербургских, дизайнеров, также расширяются сети, которые реализуют известные мировые марки. Пойти в мультибрендовый универмаг — один из немногих способов приобрести вещи некоторых из ушедших компаний.
В июне "Стокманн" открыл новый универмаг в ТЦ "Жемчужная плаза" на месте бывшего магазина H&M. Этот проект в среднем занимает площадь более 1,5 тыс. м2, там представлены различные марки, в том числе и европейские. Кроме того, к концу года в городе на Неве будут уже четыре точки сети "Стокманн". В частности, планируется открытие универмагов в ТЦ "Мега Дыбенко" и ТРК "Питер Радуга".

Нашли свою нишу

Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева также замечает, что в последнее время растёт количество универмагов в торговых центрах Петербурга. Популярность этого формата объясняется несколькими факторами. Во–первых, это удобство для покупателей — в одном месте можно найти товары различных марок и категорий. Во–вторых, это возможность для не самых раскрученных брендов привлечь больше внимания к своим товарам, находясь рядом с известными.
"За последние 2 года на рынок вышел бренд Slava, который открылся в ТК “Невский центр” и в Vokzal 1853. “Стокманн” также ведёт активное развитие в городе, от него давно ждали появления новых магазинов. Ряд новых брендов, работающих в формате универмагов, рассматривают город для новых открытий, поэтому мы уверены, что этот тренд будет развиваться", — считает Хакбердиева.
Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова отмечает, что на рынке активно развивается проект "Петербургский дизайн", в нём представлена продукция более чем от 100 российских дизайнеров. Проект пришёл в несколько новых для себя торговых комплексов, например в ТРК "Лето", "Питер Радуга", "Континент" на Байконурской, а также продолжает работать в ТРЦ "Галерея".
Причины популярности такого формата в том, что даже после ухода иностранных брендов открыть собственный магазин не так просто. Сейчас выход на петербургский рынок планируют универмаги из столицы. Таким образом, тренд на развитие этого формата будет набирать обороты.
В ТРК "Лето" замечают тенденцию замещения магазинов иностранных спортивных брендов, приостановивших деятельность или ушедших с российского рынка, мультибрендовыми, среди которых, в частности, Amazing Red, Sneaker Box. Генеральный директор ТРК "Лето" Андрей Должиков добавляет, что по–настоящему знаковым для ТРК стало появление в 2022 году временного пространства локальных брендов "Петербургский дизайн". Проект стал востребован среди гостей торгового комплекса, и в этом году он разместился здесь вновь.

Поддержим российское

Частично освободившуюся нишу после ухода зарубежных брендов сейчас планируют занять не только крупные отечественные fashion–компании, но и универмаги российских дизайнеров. Например, президент Magic Group создатель Slava concept Александр Перемятов отмечает, что компания планирует открыть четыре универмага в России. До конца следующего года общее число магазинов планируется увеличить до 20.
"Мы могли бы открыть и 100 универмагов. Растущий спрос ТЦ, интерес аудитории, компетенции, отлаженная система открытий, количество дизайнеров — всё это у нас есть. Но каждое открытие требует существенных инвестиций, и одномоментно открывать более двух универмагов в месяц финансово тяжело", — отмечает Александр Перемятов.
Отток международных брендов разрядил конкурентное поле, и у российских дизайнеров появились новые возможности, говорит Перемятов. "Но мы не можем игнорировать тот факт, что запустить или резко усилить своё производство без вспомогательных ресурсов практически невозможно. А их никто дизайнерам пока не предоставил. Самое важное — это спрос, и, несмотря на то что многие зарубежные бренды остались на рынке, всё больше и больше людей выбирают российскую одежду. Сильные “взрослые” бренды уже научились работать с издержками, себестоимостью, закупками тканей. Так что мы как отрасль уже стали серьёзным конкурентом массовым импортным товарам по цене", — добавляет он.

Тяжёлое развитие

Универмаги и мультибрендовые магазины в первую очередь стали более популярны у арендодателей, так как многие монобрендовые точки в сегменте "средний плюс" закрылись.
Представитель компании — собственника ТК "Невский центр" Екатерина Трушлякова добавляет, что про обороты универмагов судить пока сложно, так как они нестабильны и очень зависят от ассортимента. Универмаг — это прежде всего набор брендов, и, если нет стабильного качества и ассортимента, этот формат сложно развивать. Спрос на него растёт, но часто стоимость вещей оказывается высокой, не соответствующей качеству, отмечает Трушлякова.
Примеров единичных успешных универмагов было много, например TrendIsland, "Цветной", "Большой", но данные форматы не развивались, хотя, очевидно, предложения по экспансии у них были. Масштабирования у данных компаний не происходит и сейчас.
"Ещё 2 года назад формат универмагов не работал и новых сетей не появлялось. Более того, и международные игроки в данном сегменте не стремились в Россию. Не было бурного развития формата универмагов и за границей. Получается, что текущее развитие связано с особенностями рынка ретейла в данный момент, а не с востребованностью формата как такового", — заключает эксперт.