Госдума на прошлой неделе одобрила поправки в Водный кодекс, снимающие запрет на сброс сточных вод во вторые и третьи зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Не ухудшится ли теперь качество питьевой воды?
Зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно–бытового водоснабжения (ЗСО) — это территория вокруг водозабора с особым правовым статусом, обеспечивающим чистоту поступающей потребителям воды.
Законодательство определяет три пояса охраны, из которых первый обеспечивает безопасность собственно водозабора, а второй и третий — меры по предупреждению загрязнения на прилегающей территории. Если подходить буквально, то при желании можно создать ещё четвёртый, пятый и десятый пояса охраны, так как все континентальные водотоки в конечном итоге взаимосвязаны.
К примеру, сброс стоков в Новгородской области в маленькую безымянную речку теоретически окажет влияние на водозабор Санкт–Петербурга, так как указанная речка — часть водосбора Невы. Но здравый смысл и хозяйственная необходимость заставляют ограничиться необходимым минимумом. Поэтому ключевой является именно первая ЗСО, и указанное новшество законодательства её не затрагивает.
Чем ближе, тем строже
ЗСО отличаются степенью и характером ограничений, ужесточаясь по мере приближения к водозабору, где они максимально жёсткие. Параметры зон определяются расчётным методом, и соответственно у разных водозаборов в численном выражении они разные. Для поверхностных источников граница первой, самой строгой зоны охраны находится, как правило, на расстоянии 100–200 м от точки водозабора, граница второго пояса может составлять в зависимости от рельефа, конфигурации водотока и других факторов как 250 м, так и 1 тыс. м. Для третьего пояса граница СЗО может определяться в несколько километров. Для водозаборов в виде скважин порядок цифр меньше, так как поверхностные воды более уязвимы, чем подземные.
В ЗСО действуют разного рода ограничения. Например, во втором поясе ЗСО запрещается выдавать участки под ИЖС на расстоянии ближе 150 м от уреза воды. На этом примере видно, что цель зонирования — в купировании возможных угроз для безопасного функционирования водозабора. При установлении ограничений учитываются как химические, так и бактериологические потенциальные риски. Соответственно, создавать в ЗСО скотомогильники, кладбища и так далее нельзя.
Округа санитарной (горно–санитарной) охраны по сути аналогичны ЗСО при водозаборе, так как цель их формирования та же — обеспечить качество воды, исключив возможное её заражение в зоне отдыха. Различия носят не принципиальный, а технический характер, так как критерии для питьевой воды или купания отличаются.
Зачем снимать ограничения
Побудительными мотивами к изменению законодательства всегда являются те или иные прецеденты из жизни, демонстрирующие, что существующая законодательная база в каких–то отдельных случаях не удовлетворяет общество. Если имеет место усиление негативных последствий, то идёт ужесточение требований законодательства, чтобы защитить уязвимый объект. Если же выявляются случаи избыточного регулирования, которые ведут к недостаточно оправданным ограничениям или делают невозможным осуществление ряда принципиально важных проектов, то идёт, наоборот, либерализация ограничительных требований, законодательные требования смягчаются.
Есть ли риски загрязнений
В рассматриваемых законодательных новшествах ключевым является тот факт, что сброс очищенных сточных вод в водные объекты (во втором и третьем поясах ЗСО) допускается лишь в случае, если объекты, с которых поступает сброс, оборудованы очистными сооружениями. То есть способны обеспечить в ходе эксплуатации защиту водных объектов — приёмников сточных вод от химических и физических загрязнений.
Главный критерий, который может оценить уровень загрязнения, — это предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в сточных водах. Таким образом, закон требует сброс сточных вод в пределах ЗСО с непревышением ПДК, то есть сбрасываться будут только чистые воды.
Резонно возникает вопрос, что сброс загрязнённых сточных вод с превышением ПДК запрещён везде, а не только в ЗСО, а качество сточных вод тем не менее в ряде случаев оставляет желать лучшего. Но тут есть несколько обнадёживающих нюансов.
Поскольку до вступления в силу поправок в законодательство сброс сточных вод в пределах ЗСО был запрещён, следовательно, факта сброса не было. Соответственно речь идёт о новых объектах. А раз так, то следует ожидать, что вода там действительно будет сбрасываться чистой.
Сброс сточных вод ненадлежащего качества запрещён повсеместно, но сброс недостаточно очищенных вод в ЗСО потенциально представляет угрозу для жизни и здоровья граждан. Поэтому в данном случае за нарушение предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность, особенно в случае, если будет причинён вред жизни и здоровью.
В Уголовном кодексе РФ существует целый раздел 26 "Экологические преступления", а в случае причинения вреда здоровью из–за некачественной воды вследствие чьей–то халатности может быть применена неспециализированная ст. 118 УК РФ с возможным заключением под стражу до 3 лет.
Другой нюанс в том, что сброс очищенных сточных вод разрешён, но сами–то зоны не отменены и там по–прежнему действуют всё те же ограничения, призванные обеспечить качество воды. То есть "в уравнении" появляется только один дополнительный компонент — сбрасываемые воды, но если они соответствуют нормативам и содержание поллютантов не превышает ПДК, то на качестве вод в водозаборе это не сказывается.
Ухудшится ли качество невской воды
Ключевой для Петербурга водозабор находится на Неве. Отсюда вода поступает по трубопроводу к потребителям. Таким образом, водозабор находится в черте города–миллионника, и, надо признать, вода в кранах горожан не самого плохого качества. Ключевым моментом в данном случае является обеспечение безопасности в первом поясе охраны, куда ограничен доступ посторонних. Что касается прилегающих к водозабору территорий, то никаких фабрик с дымными трубами рядом со Смольным не построят, а вся канализация в городе направляется на очистные, так что для потребителей невской воды в связи с новшеством законодательства почти наверняка ничего не изменится, горожане по–прежнему будут получать воду надлежащего качества.
Что касается водозаборов на территории Ленинградской области, которые есть в каждом городе, то также не следует ожидать какого–то резкого изменения ситуации. Строить заводы специально в санитарной зоне и получить в нагрузку дополнительное внимание надзорных органов предприниматели вряд ли захотят. Рассматриваемые законодательные изменения, скорее всего, своего рода "окно возможностей" для ряда специфических случаев, нежели некая широко востребованная в будущем практика.