Центральная Азия обладает огромным экономическим потенциалом. Россия традиционно сохраняла присутствие в регионе, но это происходило скорее по накатанной. Новая геополитическая ситуация уже не позволяет плыть по течению.
Центральная Азия объединяет пять стран — Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркмению и Таджикистан, которые отличаются масштабами экономики, уровнем развития, включённостью в мировую торговлю, инвестиционным климатом и регуляторными практиками. В последние годы под воздействием внутриполитических процессов и внешних факторов регион меняется. Во всех странах, за исключением Таджикистана, произошла смена власти, нередко сопровождаемая изменениями экономических стратегий. В той или иной мере, но все страны региона взяли курс на формирование привлекательного инвестиционного климата, модернизацию экономик с приведением их в соответствие с мировыми трендами на цифровизацию и стандарты ESG, встраивание в мировые транспортные коридоры. Даже Туркмения, самая закрытая экономика региона с изоляционистским курсом, стала демонстрировать готовность к кооперации с соседями и участию в крупных международных проектах.
Читайте также:
"ДП" анонсирует бизнес-тур в Киргизскую Республику
Вплоть до недавнего времени регион был сильно разобщён. В отношениях между странами присутствовали напряжённость, недоверие и соперничество, масштаб внутрирегиональной торговли и экономического взаимодействия был ограниченным. Тренд на сплачивание начал развиваться только с 2018 года и был сразу замечен Россией, которая выступила с инициативой взаимодействия по модели "1+5".
Привилегированное сотрудничество
Для России Центральная Азия — это "зона исторически обусловленных интересов" и "важный партнёр по привилегированному сотрудничеству". Стороны связывает многое: географическая близость, исторические, культурные и межличностные связи, русский язык как способ коммуникации. Традиционно большую роль во взаимодействии России с Центральной Азией занимает обоюдовыгодная трудовая миграция. Вклад трудовых мигрантов из Узбекистана, Киргизии и Таджикистана в развитие российской экономики варьируется от 8 до 10% ВВП страны. В свою очередь, денежные переводы из России трудовых мигрантов составляют от 12 до 30% ВВП указанных стран.
За годы независимости государств была наработана обширная нормативно–правовая база в области регулирования экономических отношений и практика межрегионального сотрудничества, сохраняется взаимосвязанность транспортной инфраструктуры. По данным российских официальных лиц, Россия продолжает оставаться самым большим инвестором региона. Она неизменно выступает крупнейшим или, уступая Китаю, вторым по величине торговым партнёром Центральной Азии. На Россию ориентированы торговые потоки Киргизии, Казахстана и Таджикистана. Сильная связанность экономик и финансовых систем характерна для отношений России с Казахстаном и Киргизией, объединяет эти государства и их вхождение в общий рынок ЕАЭС.
Существование во времена Советского Союза в рамках единого народохозяйственного комплекса обусловило значительное экономическое присутствие России в Центральной Азии и в постсоветский период. Но этот же фактор имел оборотную сторону — нередко тесные торгово–экономические связи России с регионом воспринимались Москвой как нечто само собой разумеющееся, должное, не требующее приложения особых усилий.
Дефицит внимания
Огромный ресурсный потенциал региона — и прежде всего его углеводороды — привлёк внимание крупных экономических игроков. В регион пришли ведущие американские и европейские энергетические компании, выкупившие доли в крупнейших нефтегазовых месторождениях. Были построены нефте– и газопроводы из региона в Китай, разрушившие монополию России в сфере транспортировки углеводородов из Центральной Азии на внешние рынки. Стремительными темпами экономическое присутствие в регионе нарастил Китай, ставший важным торговым партнёром и инвестором региона, крупнейшим кредитором Таджикистана и Киргизии. Сейчас основными инвесторами в регион являются Россия, Китай, западные страны, Турция и ОАЭ.
Привлекательность Центральной Азии для внешних акторов обусловлена богатыми природными ресурсами, значительным сельскохозяйственным и производственным потенциалом региона. Там находятся крупные месторождения углеводородов (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), меди (Казахстан, Узбекистан), урана (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), редкоземельных и благородных металлов (золото и серебро в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии).
На повестке дня
Регион уже давно испытывает потребности в развитии инфраструктуры: транспортной (ремонт и строительство новых шоссейных дорог, тоннелей, мостов, железных дорог), энергетической (модернизация и строительство ЛЭП, ТЭЦ, ГЭС и пр.), телекоммуникационной. Собственных финансовых ресурсов на реализацию крупных инфраструктурных проектов, как правило, у этих стран нет. Возрастающий внешний долг центральноазиатских стран перед Китаем начинает их беспокоить и приводить к тому, что при выборе партнёров для реализации инфраструктурных проектов с сопутствующим кредитованием они стремятся к диверсификации партнёров.
Недостаточно развитая транспортная инфраструктура сдерживает экономическое развитие и участие в мировой торговле. Страны региона стремятся стать частью международных транспортных коридоров, что полностью согласуется с российскими планами по развитию коридоров "Север — Юг", "Восток — Запад" и "Западный Китай — Европа".
Усиленное внимание в предстоящие годы также будет уделяться наращиванию энергогенерирующих мощностей и модернизации системы электроснабжения в регионе. Из–за изношенности инфраструктуры, неэффективного энергосбережения, "узких мест" в системе электроснабжения отключение электричества — здесь частое явление. Ввиду роста энергопотребления в ряде стран происходит переход от избытка электроэнергии к её дефициту.
Россия, движимая задачами замещения выпадающего газового экспорта на европейские рынки, уже выступила с инициативами создания тройственного газового союза между Россией, Казахстаном и Узбекистаном и строительства новых газопроводов. В интересах Москвы также воспользоваться значительным невостребованным потенциалом в сфере развития атомной энергетики в регионе. Важно, правда, чтобы обсуждения и договорённости перешли в плоскость практической реализации.
Огромные перспективы развития гидроэнергетики есть в Таджикистане и Киргизии. Но интерес к участию в гидроэнергетических проектах, проектах строительства АЭС, ветровых и солнечных электростанций испытывает большое число иностранных компаний, и конкуренция здесь может быть высокой.
К перспективным секторам для инвестиций также можно отнести газо– и нефтехимическое производство в Узбекистане, Казахстане и Туркмении, переработку сельхозпродукции и туризм — эти отрасли могут быть интересны российскому среднему и мелкому бизнесу, поскольку не требуют больших капиталовложений.
Экономическое сотрудничество России со странами Центральной Азии имеет большие перспективы. Киргизия как одна из стран этого региона привлекает внимание своими производственными мощностями и возможностями, обусловленными участием государства в евразийской экономической интеграции.
«Деловой Петербург» запускает собственную программу бизнес-туров для предпринимателей в страны ближнего и дальнего зарубежья. Пилотным проектом станет поездка в Киргизскую Республику.
Получите возможность расширить свои деловые контакты, выйти на новые рынки и уровни развития своего бизнеса совместно с ведущим бизнес-изданием региона и при экспертной и организационной поддержке наших партнёров.
Подробности на сайте
adv.dp.ru/businesstour
.