Продадут за половину стоимости или будут ждать? Эксперты расходятся во мнениях, какой путь выберет Hyundai в отношении своего завода в Петербурге.
На минувшей неделе появились новые инсайды о возможной продаже петербургского завода Hyundai — одного из крупнейших автомобильных предприятий страны, которое спустя полтора года после приостановки работы в России по–прежнему принадлежит иностранному автоконцерну. Как сообщалось, переговоры о возможной покупке этого актива ведёт компания "Арт–Финанс", близкая к дилерскому холдингу "Авилон" (весной он выкупил российские активы Volkswagen), а также калининградский "Автотор".
Напомним: ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) владеет двумя производственными площадками в Санкт–Петербурге. Это действующий завод в Каменке полного производственного цикла мощностью 200 тыс. машин в год, а также бывший завод General Motors в Шушарах. На вторую площадку планировалось перенести сборку Hyundai Tucson, Hyundai Palisade и Kia Sportage, которые выпускались на "Автоторе" в Калининграде.
Кроме того, казахстанский "отвёрточный" партнёр собирает авто из машинокомплектов, произведённых в Петербурге. Компанию "Астана Моторс", которая ведёт крупноузловую сборку автомобилей Hyundai, раньше тоже называли в числе претендентов на покупку ХММР (правда, впоследствии там опровергли эту информацию). В Петербурге также работают производственные площадки дочерних компаний корейской корпорации, такие как Hyundai Mobis и Hyundai Wia.
Конвейер ХММР остановлен в марте 2022 года. Тогда в Hyundai ссылались на невозможность получить комплектующие для сборки автомобилей. Затем его несколько раз его пытались запустить, но основную часть года завод всё же простоял, что неминуемо отразилось на его финансовых показателях. Выручка ООО "ХММР" в 2022 году упала почти на 76%, до 70,3 млрд рублей, а чистый убыток по итогам года составил без малого 18,8 млрд по сравнению с чистой прибылью 11,15 млрд годом ранее.
По данным "ДП", изначально планировалось возобновить производство в Петербурге в небольшом объёме по мере поступления комплектующих. Но найти поставщиков для значительной части автокомпонентов не удалось: потенциальные партнёры опасались вторичных санкций и репутационных рисков. Наладить же новые логистические цепочки через порты Дальнего Востока в прошлом году также не вышло: железнодорожные терминалы в России загружены, грузовых вагонов не хватает, а стоимость транспортировки значительно увеличилась.
На самом предприятии информацию о его возможной продаже не комментируют. "Завод находится в простое", — сообщили "ДП" в пресс–службе ХММР. Добавим, что проект реконструкции площадки в Шушарах в прошлом году остановили, фактически не начав.
Цена не "в рынке"
Из всех иностранных автоконцернов, локализовавших производство в России, в последние годы у Hyundai была самая большая доля на рынке новых легковых автомобилей, если не считать Renault (и то в партнёрстве с АвтоВАЗом), напоминает доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт–Петербург Артём Голубев. Кроме того, другие автомобильные компании, передавшие активы российскому государству или продавшие их, всё же являются выходцами из наиболее недружественных России стран. Южная Корея, хотя и воспринимается как часть "коллективного Запада", всё же меньше других замечена в эскалации отношений с нашей страной.
“
"Видимо, в корпорации Hyundai до последнего ждали, что ситуация разрешится и ей не придётся уходить. Но прошло уже полтора года, делать что–то надо, иначе приходится фиксировать значительные убытки, — говорит Артём Голубев. — При этом практика показывает, что покупателя найти можно, но мало кто готов заплатить рыночную цену".
Юридически ХММР принадлежит двум корейским компаниям — Hyundai Motor Company (70%) и Kia Corporation (30%). Поскольку речь идёт о потенциальной покупке долей в ООО с участием юрлиц из недружественных стран, сторонам необходимо будет соблюсти ряд требований и получить одобрение в правительственной комиссии РФ, напоминает адвокат, эксперт в области сложноструктурированных сделок и реструктуризации Арутюн Саркисян.
"Одна часть её требований носит технический характер, а вот другая — сугубо коммерческая. В том числе это дисконт не менее 50% от стоимости оценки бизнеса, exit tax (налог "на выход") от 5 до 10%, установление ключевых показателей эффективности, обратный выкуп только по рыночной стоимости в течение 2 лет, рассрочка по сделке и специальный порядок перевода средств продавцу", — перечисляет эксперт.
Иными словами, если ХММР и будет продан, то скидка на эту покупку составит не менее 50%. Возможная цена сделки по понятным причинам нигде не озвучивалась. При этом, по данным самой корпорации, инвестиции в строительство и развитие завода в Петербурге превысили $1 млрд. В пересчёте на рубли по текущему курсу это составляет около 100 млрд (и то, если речь идёт только о заводе, без парка его поставщиков).
Хотя стороны могут и компенсировать дисконт за счёт других инструментов. Например, речь может идти о скрытых механизмах ценообразования или косвенном сохранении продавцом контроля над ХММР (за счёт опционов, сохранения части менеджмента продавца и контрактной базы, закладывания элементов цены в возможные контракты с автодилерами), отмечает Арутюн Саркисян.
"Ключевой момент: речь идёт не только о покупке “железа” (производственных площадок, запасов и прочего), но и о возможности поддерживать его эффективную эксплуатацию — давать “материнские” гарантии, поставлять комплектующие, поддерживать сервис (пускай и усечённый), сохранить ключевой персонал и стандарты работы. В случае, если такая сделка состоится, сторонам придётся искусно пройти путь между Сциллой, то есть требованиями правительственной комиссии, и Харибдой (санкционными ограничениями)", — добавляет эксперт.
Подождать или нет?
По мнению Артёма Голубева, наиболее логичной выглядит продажа активов одному из бывших автодилеров с возможностью преимущественного обратного выкупа. "Такой вариант мне кажется наиболее оптимальным. Для Hyundai — потому что завод не будет “пустовать”, для дилера — потому что он получит действующий завод и сможет наладить какое–то производство, а потом немного заработать на возврате, для государства — потому что площадка продолжит работу, сохранятся рабочие места", — поясняет эксперт.
Схожего мнения придерживается автоэксперт Денис Гаврилов.
“
"По–моему, Hyundai не хочет продавать завод, как это произошло с большинством иностранных производителей. При желании сделка уже состоялась бы — всё–таки прошло полтора года с момента приостановки, за это время точно могли быть разные предложения", — говорит он. Вряд ли корейским инвесторам хочется терять такой актив, к тому же рядом с ним расположен самый большой в России парк иностранных поставщиков, добавляет он.
Если же у Hyundai в планах нет продажи завода, то самый понятный вариант — ждать того момента, когда будет реально без последствий для себя возобновить производство, полагает Денис Гаврилов. "Можно было бы рассмотреть аренду — но для крупноузловой сборки, которая не особо затронет основную производственную линию. Ещё один вариант — использование производственного кластера Hyundai для кооперации с другими площадками концерна, которые находятся в дружественных России странах", — резюмирует он.