Республика Северная Осетия — Алания готова принять туристов любого уровня. Одних ждут современные отели, стоящие рядом с памятниками древней культуры, других — непокорённые вершины и уникальная природа.
Подышать чистым горным воздухом, отведать вкуснейшей еды и домашнего вина, насладиться невероятной красотой природы и прикоснуться к истории, а заодно проверить самого себя на прочность — за всем этим едут на Северный Кавказ. Но не стоит ограничиваться Приэльбрусьем как самым очевидным выбором. Совсем неподалёку, в Республике Северная Осетия — Алания, можно найти приключения на любой вкус.
Начать стоит прямо со столицы республики, тем более что до Владикавказа из Петербурга летают прямые рейсы. Но, потратив день–другой на осмотр памятников архитектуры и прогулки по живописной набережной Терека, стоит немедленно двигаться дальше, в глубинку. Ведь всё самое интересное находится вдали от суеты больших городов.
Великая стройка
Самый популярный населённый пункт Северной Осетии после Владикавказа — посёлок Верхний Фиагдон. Сюда много ездили и раньше, а уж когда грянул бум внутреннего туризма, поток гостей вырос в разы. И это сразу заметно — повсюду бурно кипит строительство. Буквально любой доступный клочок земли пытаются срочно приспособить под нужды туриндустрии.
Уже сейчас в Верхнем Фиагдоне можно найти жильё на любой вкус: от номера люкс в пятизвёздочной гостинице или домика в роскошном глэмпинге до скромной квартиры посуточно. Ну а если мест не хватило, то никто не мешает отойти чуть подальше и поставить палатку — земли всем хватит.
А вот высокая ресторанная культура сюда пока что практически не добралась (за исключением заведений в рамках гостиничных комплексов). Тем не менее осетинские (точнее — аланские, здесь они называются только так) пироги, которые вы съедите в местной забегаловке за простым деревянным столом, будут несравнимы с теми, что обычно привозят под этим названием службы доставки.
Достопримечательностей хватает как в самом посёлке, так и вокруг него. Причём самых неожиданных. Например, один из самых первых в мире памятник Владимиру Ленину. Это не шутка. Гранитную плиту с лаконичной надписью "Ленин" горцы Куртатинского ущелья установили 21 января 1924 года, как только узнали по телеграфу о смерти вождя мирового пролетариата. Так она с тех пор и стоит, только обзавелась информационной табличкой и оградой.
Ещё один монумент посвящён погибшим в годы Великой Отечественной войны, и это едва ли не лучший памятник на эту тему: конь с пустым седлом, склонившийся перед траурной стелой, и ряды фамилий, высеченные на камне. Пробирает до глубины души, и никакого лишнего пафоса.
Живые и мёртвые
Совсем рядом с посёлком расположены несколько средневековых архитектурных комплексов, где можно увидеть аланские родовые башни. Некоторые заброшены и лежат в руинах, а за другими хозяева тщательно ухаживают и даже оборудуют внутри небольшие краеведческие музеи.
В нескольких километрах от Верхнего Фиагдона расположена знаменитая Дзивгисская крепость — уникальный оборонительный комплекс, представляющий собой несколько соединённых лазами пещер, к которым пристроены лепящиеся по склону стены. Различить, где постарались аланские каменщики, а где — мать–природа, порой не так–то просто. Согласно местному преданию, эти укрепления в XVI веке остановили завоевательный поход не знавшего поражений персидского шаха Аббаса I.
По склонам также разбросаны фамильные аланские склепы оригинальной архитектуры. Но если хочется посмотреть на них как следует, то стоит съездить в посёлок Даргавс, где расположен "Город мёртвых" — объект мирового наследия ЮНЕСКО. Около ста погребальных сооружений, которые местные кланы строили с XIV по XVIII век, внушают одновременно восхищение и трепет, с примесью жути.
Тех, кто достаточно насытился историей и готов попробовать себя в настоящем горном туризме, ждёт нависающая над посёлком гора Кариухох — некатегорийная вершина высотой 3400 метров. Восхождение осилит даже начинающий, однако сил (как физических, так и моральных) отдать придётся немало. Тем же, кто с горами уже "на ты", стоит двигаться дальше — в посёлок Кармадон, откуда начинается маршрут к Казбеку.
Путь для "снежных барсов"
Одна из самых знаменитых местных достопримечательностей расположена за пару километров перед въездом в Кармадон — это мемориал на месте гибели съёмочной группы Сергея Бодрова. Кстати, в Осетии считают, что сход ледника такой мощи, как это было в сентябре 2002 года, обязательно случается раз в 100 лет. В целом со стихией здесь не шутят и к любым переменам погоды относятся всерьёз. Чтобы проникнуться таким отношением, достаточно самому один раз увидеть, как внезапно обрушившийся ливень превращает проезжую дорогу в ревущую реку за какие–то 10 минут.
Не стоит забывать о том, что Кармадон находится в приграничной территории (за ближайшим перевалом — уже Грузия) и для нахождения здесь нужен пропуск. Оформить его можно через "Госуслуги", но практика показывает, что бумаги из Владикавказа могут идти больше месяца. Можно и прямо на месте, но тоже придётся ждать несколько дней. Может и совсем не повезти: если заплутавший российский или грузинский альпинист вдруг спустится не на ту сторону Казбека, пропуска перестают выдавать вообще на неделю–другую. Случается такое нечасто, но учитывать стоит.
Туристическая тропа к Казбеку проходит непосредственно через погранзаставу, и документы там проверяют по всей строгости. Нарушителей режима разворачивают безжалостно, несмотря на пройденные километры и потраченные деньги.
Считается, что восхождение на Казбек с российской стороны сложнее, чем с грузинской. Тем не менее поток туристических групп не иссякает. Но на штурм вершины отправляются в основном те, кто приехал в республику специально ради этого и на протяжении всего года готовился к покорению пятитысячника. Для тех же, кто пока к таким нагрузкам не готов или не располагает достаточным временем, отличный вариант — поход до радоновых ванн, расположенных примерно на полпути от Кармадона до базового лагеря альпинистов. Это не лёгкая прогулка, но и не марш–бросок в полной выкладке. Хорошо видная тропа идёт то по живописным горным долинам, а то по опасно осыпающимся склонам. Так что базовым снаряжением типа хороших ботинок или трекинговых палок пренебрегать не стоит — это сильно поможет сэкономить силы.
Каменные чаши, наполненные горячей (иногда даже слишком горячей) минеральной водой, — прекрасное природное спа, с которым вряд ли сравнится любой модный курорт с баром, лежаками и чистыми полотенцами. Здесь можно дать отдых усталым мышцам, а также послушать тех, кто релаксирует, возвращаясь с Казбека, или пойдёт на штурм через пару дней. Повосхищаться чужой силой и смелостью, а может быть, и начать строить собственные планы на будущий год.