Российский рынок e–grocery рискует сбавить обороты

Автор фото: Тихонов Михаил

Темпы роста российского рынка e–grocery по итогам 2023 года могут оказаться ниже прошлогодних.

Согласно исследованию INFOline, по итогам II квартала текущего года лидером стал сервис "Самокат" — оборот компании составил 36,5 млрд рублей. Вторую строчку рейтинга занял "СберМаркет" с оборотом 35,3 млрд рублей, третье место у "ВкусВилла" (32,1 млрд рублей).
По среднему количеству заказов в день "ВкусВилл" оказался на второй строчке (279,2 тыс.), на третьей — "Яндекс.Лавка" (182,7 тыс., притом что оборот сервиса за II квартал составил 16,2 млрд рублей), а на первой — опять же "Самокат" (549,5 тыс.). У "СберМаркета" среднее количество заказов в день составило 163,1 тыс. Также стоит заметить, что на 11–й строчке рейтинга расположилась петербургская компания iGooods с 1 тыс. заказов в день, хотя в I квартале этот показатель у неё был чуть выше — 1,6 тыс. заказов в день. В рейтинг по обороту компания оказалась не включена вовсе.
В пресс–службе "Самоката" отмечают, что рынок e–grocery растёт на протяжении последних нескольких лет. По данным InfoLine, по итогам первого полугодия 2023 года общее количество заказов превысило 92 млн (в среднем 508 тыс. в день). Оборот (GMV) "Самоката" за полугодие вырос на 90,3%, до 68,5 млрд рублей.
"Сегодня широкий выбор предложений от ретейлеров снижает порог входа, что делает e–grocery доступным для каждого. Кроме того, экономить в онлайне проще благодаря доступу к расширенному ассортименту, возможности быстрого переключения между ретейлерами и оперативному поиску подходящих предложений. Поэтому рынок будет показывать положительную динамику развития, в том числе будет наблюдаться рост числа заказов", — комментируют в пресс–службе "Самоката".
Во "ВкусВилле" рассказали, что во II квартале число заказов у них выросло почти на 60% и составило 25,4 млн. В среднем курьеры доставляют 250–300 тыс. заказов в день. При этом средний чек снизился на 1%, но в компании склонны видеть в этом позитивную тенденцию.
"Покупатели чаще заходят в приложение, чаще совершают там покупки. Людям не нужно заказывать впрок, они могут заказывать хоть каждый день понемногу. И у нас нет задачи сокращать частоту заказов, потому что доля фреша в объёме продаж “ВкусВилла” составляет около 60%. Мы продаём много товаров с минимальным сроком хранения — от 2 до 10 дней. Поэтому наша задача, наоборот, чтобы покупатели заказывали часто", — говорят в пресс–службе компании.
В пресс–службе "СберМаркета" отмечают, что всё больше жителей Северной столицы используют онлайн–сервисы доставки продуктов и готовых блюд. По данным компании, количество заказов во II квартале 2023 года увеличилось в 2 раза в сравнении с этим же периодом в прошлом году.
Прогнозы итогов текущего года у аналитических агентств разнятся. В INFOline предполагают, что объём рынка e–grocery может вырасти до 925 млрд рублей (на 48%), но динамика будет ниже, чем годом ранее (+63%). Между тем опубликованное в июле исследование Data Insight даёт несколько другую статистику: рынок e–grocery по итогам 2023 года может составить 610 млн заказов и 765 млрд рублей, то есть показать рост в 1,6 раза по количеству заказов и в 1,4 раза по объёму онлайн–продаж.