"Деловой Петербург" предлагает вам подборку интересных кейсов. И напоминает, что принять участие в проекте может любая компания. Если у вас есть история об удачно (или не очень) реализованной бизнес-задаче — пишите в редакцию: case@dp.ru .
Всё идёт по генплану
Компании:
ЛОМО, РСТИ, "Петро мир" и другие
Проблема:
отказ чиновников вносить изменения в новый генплан
Последствия:
девелоперские проекты не состоятся или будут отложены на неопределённый срок
Комиссия по подготовке изменений в Генплан Петербурга этим летом рассмотрела сотни предложений, которые были направлены годом ранее физическими и юридическими лицами. Они касались изменения функциональных зон земельных участков, которые регламентируют, что можно, а что нельзя строить на каждой из территорий. Большинству заявителей комиссия ответила отказом. Причины решений не объясняются.
Так, компания "Петро мир" хотела построить бизнес–центр на месте пустыря, расположенного между Аптекарским пр. и пр. Медиков. По экспертным оценкам, площадь объекта могла составить не менее 25 тыс. м2. Однако члены комиссии проголосовали за то, чтобы сохранить там зелёную зону. ООО "Константиновский", чьим совладельцем является девелопер Андрей Скоблов, просило перевести в зону жилой застройки территорию неработающего дельфинария на Крестовском острове. Но члены комиссии решили сохранить там зону отдыха, пояснив "ДП", что они хотели бы видеть на ней возрождённый дельфинарий либо какой-то спортивный объект. Не смогло добиться перевода в жилую зону нескольких привлекательных для редевелопмента участков и предприятие ЛОМО, подававшее совместные заявки со строительной компанией РСТИ. Один из них находится в квартале, ограниченном улицами Оптиков, Мебельной, Гаккелевской и Стародеревенской. Второй расположен на углу ул. Жукова и Кондратьевского пр. Третий — у Финляндского вокзала. Общая площадь участков составляет почти 19 га. Комиссия предпочла оставить их в зонах промышленной и деловой застройки.
Теоретически внести изменения в новый Генплан можно будет на этапе его принятия в Законодательном собрании. Но практически маловероятно, что у депутатов будет возможность вникать в множество частных случаев и интересов.
“
Это одна из самых больных точек. Проблема генплана Петербурга обсуждается уже много лет, но пока не звучат идеи, что со всем этим делать. В Москве, например, предлагается концепция мастер–плана как документа верхнего уровня. Это план далеко не только расположения тех или иных зон застройки, но фиксация направлений развития агломераций или отдельно взятых районов.
То есть более актуальное современным реалиям проектирование. Проектирование жизни города, которое уже определяет локальную территориальную среду: инфраструктурное строительство, жилую и деловую застройку, озеленение и так далее. Причём в Петербурге тоже есть специалисты, которые делают мастер–планы для других городов России. Есть кейсы и опыт взаимодействия с московскими коллегами и регионами. И в то же время в Петербурге планированием городских территорий занимаются депутаты. Мастер–планирование — сложный и многоэтапный процесс, но альтернатива едва ли есть. Так или иначе, всеми признаётся, что план города не может собираться по частям, стыковкой зонирования отдельных микрорайонов. Это настолько устаревший подход, он не то что плохо — вообще не работает. Невозможность привязаться к концепции развития города за отсутствием таковой позволяет "задвинуть" на обсуждениях абсолютно любую идею строительства или развития.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"
Экскурсия на перспективу
Компания:
"Деловой Петербург"
Задача:
предоставить предпринимателям больше возможностей для развития бизнеса и поиска прочных деловых связей в странах ближнего и дальнего зарубежья
Старт реализации:
2023 год
По данным компании "Аэроклуб", продажи авиабилетов свидетельствуют: только за первые 4 месяца 2023 года число бизнес-поездок из России за границу выросло на 87% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. В общем количестве авиабилетов, приобретённых деловыми туристами, доля зарубежных направлений достигла 15%, в 2022-м она составляла 11%.
Растущий интерес предпринимателей к поездкам за границу подогревает развитие MICE-индустрии. Так, появляется больше специальных предложений от туроператоров, организаторами мероприятий делового характера выступают и иностранные компании. Есть услуга по проведению зарубежных торгово-экономических и бизнес-миссий у некоммерческих организаций, в том числе региональных торгово-промышленных палат.
При этом, по данным экспертов, работающих с сегментом, запросы предпринимателей тоже растут: не любой визит на заграничное мероприятие отвечает потребности в организации нужных b2b или официальных встреч, которые приведут к главной цели — выходу бизнеса на новую ступень благодаря обретённым деловым контактам и партнёрствам. А здесь важен определённый уровень поддержки "на местах", которую уже сложно получить в самостоятельной поездке.
Изучив ситуацию на рынке, сопоставив её с основными потребностями предпринимательского сообщества и перспективными направлениями, "Деловой Петербург" решил одним из первых встать во главе нарастающего тренда — и запустить собственную программу бизнес-туров. Первым регионом станет Киргизская Республика.
Выбор направления обоснован благоприятным экономическим климатом в государстве, которое заключило соглашение о защите прав и поощрении инвесторов с 32 странами и ещё с 29 — соглашения об отсутствии двойного налогообложения. Кроме того, в Киргизии разработаны вариативные схемы для экспорта, республика является участником специальной программы преференций Европейского союза ВСП+. В стране созданы хорошие условия для регистрации и ведения бизнеса.
Приоритеты которого как раз были учтены в программе сентябрьского тура от "ДП". Она включает встречи с представителями органов власти, местных отраслей бизнеса и сферы консалтинга, общение с представительствами РФ в Киргизии. Кроме того, "ДП" организовал индивидуальные переговоры участников поездки с компаниями, которые им наиболее интересны для заключения партнёрских соглашений. Проект позволяет через призму экспертной оценки увидеть деловой потенциал государства и возможности освоения новых рынков.
Киноэпопея о старых долгах
Компания:
"Ленфильм"
Проблема:
суды с бывшим руководителем и его компанией
Последствия:
необходимость выплатить более 100 млн рублей
Старейшая кинокомпания России "Ленфильм" в начале XXI века переживала сложные времена с точки зрения финансового благополучия. В 2019 году фактически речь шла о спасении убыточной киностудии. Тогда после личного вмешательства президента банк ВТБ выделил "Ленфильму" кредит на 1,5 млрд рублей. Одновременно совет директоров кинокомпании во главе с Фёдором Бондарчуком принял решение прекратить контракт с генеральным директором "Ленфильма" продюсером Эдуардом Пичугиным, который возглавлял его с 2012 года.
Новое руководство стало выяснять отношения с бывшими контрагентами предприятия в судах и на текущий момент взыскало более 9 млн рублей.
Но в начале 2017 года "Ленфильм" сам получил иск от сети кинотеатров "Кино сити", основным владельцем которой является Эдуард Пичугин, — на 114,7 млн рублей. Как выяснил суд, в 2017 году ООО "Кино сити" взяло в лизинг у "Ленфильма" оборудование для киносъёмки. По окончании срока лизинга оно должно было перейти в собственность "Кино сити". Однако фактически осталось на территории "Ленфильма".
"Ленфильм" со своей стороны подал иск к Эдуарду Пичугину, заявив, что тот заключил сделки лизинга с нарушениями. Суд с этим не согласился, он установил, что "сделки заключены в рамках обычной хозяйственной деятельности и в интересах Общества".
В кинокомпании заявили, что будут обжаловать решения судов.
Но во всяком случае с 2020 года "Ленфильм" приносит прибыль. Правда, с ВТБ по кредиту фактически рассчиталось государство, выделив кинокомпании субсидии в общей сложности почти на 1,5 млрд рублей.