В России собираются запустить государственную онлайн–платформу для психологической помощи подросткам.
Даже имея серьёзные психологические проблемы, большинство подростков по своей воле не обращаются за помощью к специалистам. Основная причина — нежелание открывать душу перед посторонними людьми и страх быть непонятыми и осмеянными. Эксперты считают, что изменить ситуацию сможет портал для психологической помощи школьникам, который должен начать работу в конце 2023 года.
Под давлением
Как рассказала Екатерина Левикова, детский психолог клиники "Мой медицинский центр" на Малой Конюшенной, в большинстве случаев причиной обращения к психологам являются конфликты с родителями и недопонимание в коллективе сверстников. "В школьном возрасте дети очень ранимы, чувствительны к чужому мнению и часто испытывают негативные эмоции в связи со своими комплексами", — говорит она.
Как показал опрос образовательной компании Maximum Education, лишь 20% подростков, столкнувшихся с проблемами в семье или учёбе, буллингом и конфликтами со сверстниками, посещают психолога.
Евгений Фомин, руководитель направления ментального здоровья медтехкомпании "Доктор рядом", объясняет это тем, что работа с психотерапевтом требует психической зрелости. "Необходимо признать свою проблему, открыться и начать добросовестно работать. Подростки же часто находятся в состоянии нигилизма, отрицания, очень закрыты в своих переживаниях и идут к психологу только под давлением родственников", — поясняет специалист.
Существенным фактором является и то, что в большинстве случаев родители, приводящие детей к психологам, скорее хотят скорректировать поведение ребёнка в свою пользу, а не решить его психологические проблемы. "Наиболее распространёнными причинами для обращений являются плохая успеваемость, плохое поведение или личностные качества ребёнка, проблемы в межличностном общении, воровство, чрезмерное увлечение компьютерными играми, — рассказывает Елена Смолянская, клинический психолог клиники “Ниармедик”. — Популярен также запрос от родителей, желающих “изменить, поменять, исправить” — то есть сделать послушными и удобными своих детей".
Не всегда нужную психологическую помощь получают дети и от школьного психолога, должность которого уже более 10 лет введена в штат российских образовательных учреждений.
"Школьный психолог не относится к педагогическому составу и не должен выглядеть в глазах учеников ещё одним учителем, — комментирует Елена Истягина–Елисеева, научный руководитель Института спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ. — Если речь идёт о высококвалифицированных и профессиональных специалистах, то они действительно становятся эффективным механизмом взаимодействия в треугольнике “педагог — учащийся — родители”, помогая избегать конфликтных ситуаций, способствуя раскрытию талантов ребёнка и т. д. Однако чаще всего, особенно если на должность психолога нанимают человека “для галочки”, деятельность психолога ограничивается кучей бесполезных тестов, советами уровня диванной психологии, вынужденными консультациями. В итоге всерьёз школьного психолога не воспринимают ни дети, ни взрослые".
Полноценно выполнять свои обязанности школьным психологам мешает и высокая загруженность. Согласно данным доклада уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка Марии Львовой–Беловой, в 2022 году на одного школьного психолога в среднем приходилось 607 учащихся, что не отвечает рекомендуемому нормативу в 300 учащихся.
В онлайн–режиме
На этом фоне Всероссийская платформа для дистанционной психологической поддержки школьников, о создании которой недавно сообщило министерство просвещения РФ, могла бы стать мощным подспорьем в решении подростковых проблем. Согласно комментариям пресс–службы министерства просвещения, портал будет дополнением к работе по "сохранению и развитию традиционной психологической службы в детских садах, школах, колледжах". Пользоваться им смогут как школьники, так и их родители, а обеспечивать работу будут "специалисты широкого и узкого профиля, среди которых нейропсихологи, психофизиологи, клинические психологи, кризисные психологи".
"С 14–15 лет уже можно переходить на онлайн–формат. Его преимущество в том, что ребёнок находится в знакомой домашней обстановке, не тратит времени на перемещения и может заниматься с психологом в случае, когда нет возможности доехать до специалиста", — считает Елена Устинова, взрослый и подростковый психолог, член Ассоциации психотерапевтов по методу символдрамы.
Екатерина Левикова добавляет, что онлайн–консультирование также очень подходит подросткам, испытывающим смущение при общении лицом к лицу. "На экране можно использовать определённый ракурс, который позволит чувствовать себя менее уязвимым", — поясняет она.
Кроме того, по мнению Евгения Фомина, подобная платформа сможет помочь подростку обозначить проблему и выстроить маршрутизацию для её решения. "Это важный этап оказания первой помощи и предотвращения катастрофических последствий", — убеждён специалист.
Однако, как считает Елена Устинова, если у ребёнка наблюдаются признаки таких серьёзных психологических нарушений, как депрессия, самоповреждающее и суицидальное поведение, расстройство пищевого поведения, то работа с психотерапевтом должна проводиться только очно с регулярностью встреч минимум 2–3 раза в неделю и подключением других специалистов.
Все средства хороши
Опрошенные "ДП" эксперты пришли к выводу, что оптимальным вариантом психологической поддержки для подростков является совмещение всех существующих на сегодняшний день форматов. "Все проблемы одна онлайн–платформа не решит, но может стать значимым подспорьем в совместной работе педагогов, психологов и родителей, направленной на помощь в решении психологических проблем ребёнка", — уверена Елена Смолянская.
По её словам, для оказания полноценной и действенной помощи ребёнку школьного возраста обязательно нужно привлекать к работе с психологом родителей. "Работа, выстроенная во взаимодействии “психолог — ребёнок — значимый взрослый”, не только помогает решать проблему критических возрастных периодов, но и создаёт благодатную почву для дальнейшего позитивного психосоциального развития", — считает специалист.
Елена Устинова подчёркивает также роль хорошего детского психолога. "Если между подростком и психологом устанавливается контакт, то ребёнок становится очень откровенным и доверяет свои секреты, смело делится эмоциональными переживаниями, — рассказывает она. — Дети часто рассказывают мне о своей первой влюблённости, о том, как они курили со старшеклассниками, забирались на крышу многоэтажки и другие истории, которые они не могут рассказать родителям. Они также жалуются, что родители очень заняты и, как им кажется, не интересуются их проблемами. В этом случае подростки чувствуют себя одинокими, брошенными один на один со своими переживаниями". По мнению психолога, наличие человека, который готов выслушать подростка без осуждения и критики, объяснить спокойно, чем опасно то или иное поведение, уже является терапевтичным.