Россия может стать законодателем моды в гостиничной сфере, считают игроки рынка. Главное условие — предоставление сервиса высокого качества. Но здесь есть ряд нюансов. "ДП" разбирался, какие отельные бренды сумеют выйти на ведущие роли.
Один из факторов, обеспечивающих появление новых трендсеттеров в индустрии, — развитие внутреннего туризма. По данным Росстата, за первое полугодие 2023 года доходы гостиничного бизнеса в России выросли на 27% год к году и составили 339,6 млрд рублей. Заполняемость объектов также увеличилась — почти на 15%: если в 2022 году в коллективных средствах размещения останавливались 30,6 млн человек, то в 2023-м — 35 млн. Петербург "прибавил" и того больше: за первые 6 месяцев текущего года отели города приняли на 26% больше гостей в сравнении с аналогичным периодом 2022-го — 2,3 млн.
Всего же Северную столицу в первом полугодии 2023 года посетили более 4,1 млн человек, согласно сведениям комитета по развитию туризма. Петербург входит в число лидеров по восстановлению туристического потока. При этом, как говорится в отчёте Nikoliers, с начала 2023 года качественный фонд классических гостиниц города пополнился на 62 номера. А вот количество номеров, находящихся под управлением иностранных операторов, сократилось на 37%, до 6,2 тыс.
Аналитики агентства считают, что уход части международных игроков открывает перед участниками рынка больше возможностей для развития собственных брендов. Особенно учитывая тот факт, что российские отельеры получили прочную базу благодаря сотрудничеству с зарубежными сетями. Впрочем, иностранные операторы не только продолжают управлять рядом гостиничных объектов в Петербурге — некоторые расширяют своё присутствие.
Так, до конца 2023 года запланировано открытие четырёхзвёздочного комплекса, объединяющего форматы классического и апарт–отеля. Управлять объектом будет представитель итальянского гостиничного бренда Domina в России управляющая компания Domina Management. Для проекта изначально искали сильный международный бренд — поскольку для гостя он является гарантией определённого уровня сервиса, говорят в "Domina Пулково". Для сетевого оператора это уже второй объект под управлением в городе на Неве и третий в России. Однако компания планомерно реализует свою миссию по развитию гостиничных проектов в нашей стране, осваивая разные сегменты и новые территории, — благодаря чему стала лауреатом Рейтинга брендов, по версии "Делового Петербурга".
Перспективные направления
Несмотря на то что, по словам экспертов рынка, сохраняется высокий темп строительства новых объектов размещения, а также пополнения номерного фонда в регионах за счёт реновации существующих или когда-то закрытых отелей и реконструкции исторических зданий, — качественного предложения на популярных туристических направлениях всё ещё недостаточно. Это касается комплексов как городского типа, так и курортного.
Рост внутреннего туристического потока и интерес россиян к путешествиям по регионам страны подчёркивает необходимость создания сопутствующей инфраструктуры. В связи с этим в 2023 году на ПМЭФ Владимир Путин предложил расширить программу льготного кредитования гостиничных проектов, а именно объектов три и четыре звезды. Что должно ещё больше усилить заинтересованность инвесторов, которую и до этого продуктивно стимулировали меры господдержки, нацеленные на развитие индустрии.
Кстати, именно в рамках этого экономического форума было заключено соглашение о реализации крупного проекта курортного комплекса "Лучи" в Анапе, подписанное губернатором Краснодарского края и несколькими гостиничными операторами, в числе которых Domina. Кластер расположится на территории 30 га и будет состоять из девяти объектов. Планируемые сроки реализации — 2023–2029 годы. Четырёхзвёздочный отель под управлением итальянского бренда планируется открыть раньше, в 2027 году. Он рассчитан на 461 номер. И это проект вне изначальной стратегии экспансии международной сети, говорит управляющий партнёр компании Domina Management Владимир Маслов.
Владимир Маслов, управляющий партнёр компании Domina Management
В России бренд планировал развиваться в сегменте бизнес–отелей. Однако курс был скорректирован с учётом реалий и богатого опыта оператора, получившего мировую известность благодаря курортным проектам в Италии и Египте. Что касается Анапы, Владимир Маслов говорит, что сегодня ёмкость рынка там оценить сложно — слишком высок потенциал региона, а реализуемый сегодня маркетинг территории позволит привлекать всё новую платёжеспособную аудиторию. Но многое будет определяться качеством сервиса, которое предложат объекты размещения.
Эксперт считает, что также важно создать синергию между тем, как рекламирует себя сам регион, и тем, как его продвигают работающие там бизнесы. При этом гостиничным брендам, особенно с новыми именами, сегодня необходимо активно заниматься собственным продвижением, применяя весь доступный арсенал инструментов. Но подход должен быть максимально разумным, соизмеримым, без утери главных смыслов и задач. "Безусловно, работа с клиентом — это самый лучший и правильный механизм продвижения", — уточняет собеседник "ДП".
Владимир Маслов также говорит, что меняется позиционирование самих объектов размещения. Гостиничный бизнес начинает вбирать в себя очень много дополнительных направлений, связанных с wellness, спа, медицинским обслуживанием и т. д. Кроме того, набирает популярность тренд staycation: когда отель является зоной отдыха и для местных жителей. Гостиница становится центром притяжения в рамках повседневной культурной повестки каждого гражданина, считает эксперт.
Не понижая уровень
Впрочем, не всё так радужно. Например, президент Российского союза туриндустрии выразил мнение, что растущий спрос и уход западных брендов дают и негативный эффект — на популярных у российского гостя направлениях снижается качество сервиса в отелях. Согласны с ним и некоторые игроки рынка. Но оптимистичный взгляд на будущее отрасли встречается чаще.
"2020 год был репетиционным для многих сфер бизнеса, которые столкнулись в 2022 году с новой реальностью и уже имели некоторые наработки для продолжения работы и развития гостиничной и смежных с ней отраслей. Высокий уровень стандартов работы международных брендов уже давно основательно закрепился не только в городах-миллионниках, но и во многих городах России, где развивается внутренний туризм, — комментирует руководитель гостиничного направления представительства Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО) в Санкт-Петербурге Ольга Миротина. — Тенденции развития внутреннего туризма поднимают планку качества предоставляемых услуг, и мы искренне надеемся, что за ближайшие несколько лет мы услышим о появлении новых звёзд на небосклоне гостиничного бизнеса".
По словам Ольги Миротиной, сегодня наблюдается активность отельеров в сфере дополнительного профессионального образования — с целью получения необходимых компетенций для осуществления операционной деятельности самостоятельно. Также ФРиО отмечает рост числа различных бизнес-сообществ и профессиональных мероприятий с привлечением региональных властей, которые в свою очередь стараются заинтересовать новых инвесторов возможностью развития данного направления.
Что касается качества сервиса, то сетевые отели выигрывают за счёт внешнего наблюдения и оценки деятельности каждого объекта, считает Владимир Маслов. Это исключает зашоренность и стагнацию. Бонусом для международных брендов остаются система стандартов, специальные тренинги и программы обучения для персонала. А также богатое наследие. Всё это даёт сетевым проектам преимущества. Но сегодня у каждого бренда в этой сфере есть множество возможностей и сценариев для развития, уверен эксперт.
"Более того, допускаю, что во многих областях Россия может оказаться и законодателем моды, задавать свои тренды. С одной стороны, за счёт количества денег, которое сейчас выделяется на туризм. С другой — благодаря посылу, который дают предприниматели: они действительно хотят создавать классные отели, продукт высокого качества и отличный от того, что уже есть, узнаваемый. Наверное, это те условия конкуренции, которые формируются здесь и сейчас", — рассуждает управляющий партнёр компании Domina Management.