Биржевые цены на бензин каждый день бьют рекорды. Но на автозаправках динамика пока более скромная.
Оптовые цены на бензин в России продолжают интенсивный рост, в очередной раз обновляя исторические максимумы. По итогам основной сессии торгов 7 сентября на Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой бирже котировки бензина Аи–92 на европейском базисе достигли 66,22 тыс. рублей за тонну, прибавив за день 1,14%. Бензин Аи–95 подорожал за день на 0,5%, до 76,88 тыс. рублей за тонну. По отношению к началу года биржевой индекс бензина Аи–92 вырос почти в 1,88 раза, Аи–95 — в 1,89 раза.
Розничная динамика при этом значительно отстаёт от оптовой. С начала года, по данным Росстата, отпускные цены на бензин на АЗС в целом по стране выросли на 7,7%. В течение августа недельные подорожания топлива ведомством отмечались почти во всех субъектах Федерации, самые значительные — в Чукотском автономном округе, Магаданской и Сахалинской областях, но эти приросты находились в районе 2–3%. Самый радикальный скачок произошёл в Чечне: за период с 29 августа по 4 сентября бензин в республике подорожал на 4,8%.
В столичных же регионах прогресс цен последний месяц незначительный — еженедельно, начиная с конца июля, топливо в Москве и Петербурге прибавляло в стоимости не более 0,2–0,6%.
Две реальности
Увеличение внутренних розничных цен на топливо на АЗС ограничивает Федеральная антимонопольная служба, поэтому их динамика не превышает годовых темпов инфляции, а на бирже таких преград нет — там работает рыночное ценообразование, зависящее от баланса спроса и предложения, поясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Однако, по его мнению, рост цен на бензин в рознице вполне может продолжиться, несмотря на ограничения ФАС на фоне увеличения оптовых цен на бирже и формирования дефицита в некоторых регионах России.
Такая система родилась в результате топливного кризиса 2018–го. С начала того года по конец осени, по данным Росстата, бензин в стране подорожал на 9,3%. Корнем проблемы стало подорожание нефтепродуктов за рубежом, за которым последовало масштабирование экспорта и сокращение предложения внутри страны.
Коллапса удалось избежать подписанием в октябре между нефтяными компаниями и правительством так называемого "протокола Козака", по имени тогдашнего вице–премьера Дмитрия Козака. "Было зафиксировано таргетирование розницы по инфляции. Фактически сложилось точно такое же регулирование, как у естественных монополий, — цена на заправках должна расти не выше уровня инфляции. А опт как был, так и остаётся в свободном плавании, отсюда и складывается дисбаланс", — разъясняет зампредседателя правления ассоциации "Надёжный партнёр" Дмитрий Гусев.
Соглашение, подписанное тогда 10 крупнейшими игроками рынка ("Роснефтью", Лукойлом, "Газпромом", "Газпром нефтью" и другими), было заключено под угрозой введения заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов.
Похожая ситуация сложилась и сегодня. Как поясняет Дмитрий Гусев, из–за ослабления рубля нефтяные компании заинтересованы в наращивании продаж нефтепродуктов в другие государства, так как они реализуют товар в дорожающей валюте, соответственно получая больше рублёвой массы.
Демпфер не выдержал
Защитить внутренний рынок от дефицита топлива должен был введённый в 2019 году обратный акциз на нефтепродукты — демпфер, компенсирующий нефтяникам разницу между экспортными и внутрироссийскими ценами на топливо.
Правительство устанавливает условные индикативные цены на продукцию. Для бензинов в 2023 году она составляет 56,9 тыс. рублей за тонну. Если экспортная ставка выше данной планки, то бюджет компенсирует нефтяным компаниям разницу, что позволяет последним не упускать выгоду, наполняя внутренний рынок продукцией. Но при превышении биржевых котировок индикативной цены свыше 10% выплаты обнуляются.
В обратном случае, если поставки внутрь страны выгоднее экспорта, уже сами нефтяники отчисляют деньги в бюджет.
В январе–августе 2023 года демпферные выплаты компаниям составили 838,9 млрд рублей, следует из данных Минфина. При этом с 1 сентября, в соответствии с поправками в законодательство, размер этих выплат вплоть до 2026 года будет сокращён вдвое. А за сентябрь нефтяники вовсе могут не получить денег, так как биржевые котировки перешагнули пороговое значение для демпферных выплат 64,62 тыс. рублей за тонну. Но это уже не так важно, ведь экспорт всё равно остаётся привлекательнее, а снижение ставки демпфера лишь увеличивает угрозу дефицита на внутреннем рынке.
В итоге вместо возврата демпфера Минэнерго РФ предлагает дать нефтеперерабатывающим заводам монополию на экспорт нефтепродуктов, говорит эксперт Института развития технологий ТЭК Елена Зотова. В результате, объясняет она, "серый" экспорт (то есть продажа за рубеж продукции, за которую уже получен демпфер) с небольших нефтебаз будет идти через НПЗ с лицензией на экспорт. Для них это обернётся увеличением переработки и, соответственно, доходов.
"Если рост прибыли будет сопоставим с выплатами по демпферу, то эта схема будет вполне приемлемой для отрасли и позволит сдержать цены на заправках", — полагает эксперт.
Затопчут малых
Главным образом от сложившейся ситуации страдают независимые игроки топливного рынка. Вертикально интегрированные нефтяные компании, которые включают в себя всю цепочку от добычи нефти до реализации, стараются компенсировать повышение розничных цен на своих заправках за счёт других сегментов бизнеса, а независимые АЗС не имеют таких механизмов защиты.
“
"Продолжительный рост биржевых котировок может сделать независимые АЗС убыточными, и они встают перед выбором — либо повысить цены, либо обанкротиться. Есть вариант сдерживания цен за счёт повышения стоимости сопутствующих услуг, например торговли едой или другими товарами, но не у всех имеется такая возможность, тут тоже есть пределы роста", — высказывает опасения Елена Зотова.