Несмотря на регулярные кампании по ликвидации незаконно построенных на городской земле объектов, меньше их не становится. При этом борьба с самостроем иногда создаёт проблемы и легальному бизнесу.
Согласно опубликованным отчётам комитета по контролю за имуществом (ККИ), за три летних месяца в городе была освобождена от нелегальных объектов территория, "равная площади 80 футбольных полей" (более 570 тыс. м²). Постройки сносили во всех районах города. Демонтировались объекты самого разного назначения: автостоянки, конструкции в промышленных зонах, строения, ограждения, полусферы, шлагбаумы и др. Но больше всего под снос попало именно коммерческих объектов: незаконных летних кафе, ларьков, павильонов и т. д. Особого упоминания удостоился снос трёхэтажного ресторана "Максим" в Курортном районе. Общая площадь здания — более 1,2 тыс. м².
Эхо девяностых
Проблема самостроя в Петербурге уходит своими корнями в 1990–е годы, когда система регулирования строительного рынка только формировалась. Впрочем, и в начале 2000–х даже крупные компании не гнушались начинать стройку до официального получения соответствующего разрешения. "Подчас быстрее построить, чем получить полный пакет согласований", — признавала в 2008 году губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.
В 2000–х годах распространилась следующая схема: предприниматели получали участки в аренду под размещение нестационарных торговых объектов, но строили там полноценные здания. Именно так был построен в середине 2000–х ресторан "Максим" в Репино, а также ещё ряд заведений на берегу залива.
Как сообщали СМИ, ещё в 2018 году правительство Петербурга приняло решение расторгнуть договоры аренды с четырьмя ресторанами, а сами незаконные постройки снести. В итоге под снос пошёл только "Максим", да и то в 2023 году.
Примечательна история, произошедшая в Коломягах. Там ЗАО "Старт" в 2000 году получило в аренду территорию стадиона. Спустя 6 лет выяснилось, что вместо двух одноэтажных хозяйственных построек около спортивного объекта расположилось новое двухэтажное здание. Комитет имущественных отношений (КИО) Петербурга потребовал его снести и выиграл суд в первой инстанции. Однако последующие суды отменили это решение, указав на то, что права комитета не нарушены, угрозы жизни и здоровью граждан новый объект не создаёт. Дело дошло до Верховного суда, который отказался рассматривать жалобу чиновников. Здание стоит и сейчас, используясь под офис компании, занятой добычей полезных ископаемых.
В 2013 году начали сносить торговый центр у станции метро "Приморская". Случай был классическим: участок был в аренде, разрешение на строительство не выдавалось. Из–за судебных тяжб демонтаж растянулся на 2 года.
После этого снос незаконных построек фактически встал на поток. В 2017 году Смольный создал комитет по контролю за городским имуществом, основной задачей которого стало именно выявление и пресечение нарушений. Чаще всего его усилия направлены на борьбу с небольшими ларьками, верандами и т. д. Но по–прежнему происходят и крупные сносы — так, в 2020 году был демонтирован трёхэтажный ТК около станции метро "Балтийская".
Самый известный в городе объект, над которым висит дамоклов меч возможного сноса, — спорткомплекс "Спорт палас" на Крестовском острове. В 2021 году суд постановил демонтировать постройку силами собственника, однако юрлицо оказалось ликвидировано. Суды продолжались до недавнего времени.
"В некотором роде это наследие предыдущих периодов, когда были механизмы предоставления земельных участков под некапитальные сооружения, а люди под видом некапитальных строили капитальные и пытались дальше их легализовать. Сейчас их выявляют, идёт ревизия", — говорит Вячеслав Семененко, вице–президент НП "Российская гильдия управляющих и девелоперов".
Не считая рейдов
Как рассказали "ДП" в ККИ, непосредственно сносом нелегальных объектов занимается находящееся в ведении комитета Санкт–Петербургское государственное казённое учреждение "Центр повышения эффективности использования государственного имущества". Оно работает на основании полученных заявок.
"Заявка на освобождение земельного участка формируется на основе акта обследования, в котором устанавливается факт незаконного размещения элементов благоустройства. Акт обследования составляется сотрудниками комитета и содержит информацию о времени проведения обследования, точном месте расположения объекта и иных обстоятельствах. Приложением к акту являются материалы фотофиксации, подтверждающие выявленные нарушения. В случае неисполнения пользователем предписаний о необходимости добровольного освобождения такого земельного участка учреждением проводятся мероприятия по принудительному освобождению земельного участка", — пояснили в пресс–службе ККИ.
Кроме того, в городе регулярно проводятся рейды по борьбе с нелегальной уличной торговлей, которые помимо ККИ организует ещё и комитет по вопросам законности и правопорядка, а также администрации районов. Но тут дело зачастую ограничивается оформлением административных протоколов.