Россияне привыкли к мысли, что за просмотр фильмов и сериалов в интернете надо платить. Однако сами это делать не очень готовы. Такая картина складывается из результатов регулярного опроса ВЦИОМ на эту тему, который проводится раз в 5 лет.
С 2013 по 2023 год процент тех, кто уверен, что автор не вправе пытаться ограничивать бесплатное распространение своих творений, сократился с 52 до 39%. А доля тех, кто согласен, что закон должен защищать творцов от цифровых пиратов, пускай не очень сильно, но выросла — с 35 до 41%.
Несмотря на то что эксперты много говорят о переходе к сберегательной модели поведения, меньше становится тех, кто считает, что платить за потребление контента россиянам не по карману. Но всё же это стабильно остаётся самым популярным мнением (69% в 2013 году, 71% в 2018–м и 52% в 2023-м).
Зато интересная вещь произошла с количеством сторонников мнения о том, что плата за контент ничем не отличается от покупки других товаров — одежды, продуктов и так далее. В 2013 и 2018 годах их было по 19%. А в 2023-м эту простую истину внезапно осознали сразу 34% опрошенных. Но стоило социологам задать менее абстрактный вопрос, как с этой осознанностью что-то случилось.
Респондентов спросили, как они поступят, если при поиске фильма в интернете им придётся выбирать между платной версией в хорошем качестве и бесплатной в плохом. Только 16% ответили, что готовы заплатить (в 2018 году таких ответов было 34%). А 36% заявили, что лучше дождутся, когда в свободном доступе появится бесплатная копия в хорошем качестве (в 2018-м ждать были готовы 16%).
Впрочем, сильно выросла и доля тех, кто предпочтёт пойти в кинотеатр, а не будет искать фильм в интернете. Пять лет назад эта группа составляла всего 3%, теперь — 12%. Тем не менее в сумме готовых так или иначе платить за просмотр в 2023 году оказалось всё же меньше, чем в 2013-м (28% против 37%). Но забавно и то, что смотреть бесплатную плохую копию теперь согласны лишь 5%, а в 2013 году таких было 25%.