Убрать лишнее

Автор фото: Freepik

Спрос на малоформатное жильё заставляет девелоперов, реализующих проекты в новых Петербурге и Москве, вкладываться в создание сопутствующей инфраструктуры – кладовок, общественных центров, коворкингов

То есть всего, что позволит вынести лишние функции из квартиры и оставить в ней только спальное место. "В современных условиях при достаточно высокой цене 1 м2 людям необходимы рациональные эргономичные планировки — без лишних метров и мёртвых углов. Поэтому внутри квартир, особенно небольшой площади, в основном проектируют места для встроенных шкафов, предназначенных для хранения вещей повседневного использования", — сказала директор по маркетингу и аналитике группы "Аквилон" Наталия Коротаевская.

Клади что попало

По данным исследования, проведённого "Аквилоном", за год спрос на кладовки в новостройках Москвы вырос на 23%, в Санкт–Петербурге — на 27%.
По информации экспертов, в Москве кладовку приобретает каждый шестой покупатель жилья, в Санкт–Петербурге — каждый пятый. Чаще всего сити–боксы приобретают покупатели компактных квартир площадью до 45 м2. Так, в Москве 61% спроса на кладовки приходится на покупателей студий, однушек и евродвушек, в Санкт–Петербурге этот показатель ещё выше — 72%.
По данным консалтингового центра "Петербургская недвижимость" (входит в Setl Group), в первом полугодии текущего года на первичном рынке Петербурга и пригородов в предложении находилось 4,4 тыс. кладовых помещений в 57 жилых комплексах, что на 38% больше, чем годом ранее.
По оценкам компании Asterus, за последние 2 года в Москве доля новостроек, предлагающих кладовки, выросла почти в 4 раза: с 5 до 19%. Больше всего они представлены в новостройках бизнес–класса (22%) и экономкласса (10%).
"Отправлять на хранение сезонные вещи в специальную кладовку гораздо выгоднее, чем захламлять ими более дорогие квадратные метры готовой квартиры. И особенно это актуально для небольших лотов — студий и однушек, где квадратный метр априори стоит дороже, а свободного места мало", — рассказал Александр Гуторов, вице–президент ГК "Страна Девелопмент", руководитель блока продаж и маркетинга.
Келлеры (кладовки) в современных новостройках представляют собой небольшие помещения, чаще всего расположенные в подземных паркингах, на нежилых первом или минус первом этажах, однако в некоторых проектах сити–боксы встречаются и на жилых этажах. В комфорт–классе их площадь обычно составляет от 2 до 8 м2. Из–за расположения в подсобных помещениях кладовые в 2–3 раза дешевле, чем дополнительные "квадраты" в квартире, добавили в компании.
85% кладовых помещений расположены на подземных этажах (рядом с паркингом), остальные — на первом этаже или выше. Диапазон площадей достаточно широкий: 1,4–20 м2, но основу предложения (77%) составляют кладовки средней площадью 3–6 м2.
Средняя стоимость кладового помещения в Северной столице, по оценкам КЦ "Петербургская недвижимость", составляет около 82 тыс. руб. / м2. В Москве цена кладовки (в рублях за квадратный метр) — в среднем 42% от цены за квартиру.
"Спрос на кладовые помещения зависит в большей степени от квартирографии жилого комплекса, нежели от территориального размещения. Если преобладает малогабаритное жильё — студии и однокомнатные квартиры, где не предусмотрены встроенные помещения для хранения, балконы или лоджии, — спрос более выражен. На наш взгляд, тенденция последних лет — уменьшение площади квартир — будет способствовать увеличению спроса на кладовки и в дальнейшем", — говорит генеральный директор "О2 Групп" Алексей Дмитриев.
"Затраты на создание кладовых для девелопера не просто оправданны, иногда они вообще спасают часть проекта, так как располагаются там, где никакого другого полезного использования площади быть не могло. Например, в проекте без паркинга цокольный этаж с низким потолком и коммуникациями, нарушающими его рельеф, делающими невозможным разбить площадь на коммерческие помещения, под келлеры отлично подойдёт", — говорит Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы "ЦДС".

Работа рядом с домом

Ещё один тренд в новостройках — создание коворкингов и соседских центров, которые либо размещают на первых этажах домов в помещениях, предусмотренных под коммерцию, либо строят отдельные здания. Подтолкнула девелоперов к этому эпидемия коронавируса.
"Мы думали над таким ходом, а теперь только убедились в необходимости создавать коворкинги в новых жилых комплексах, чтобы люди могли при необходимости поработать там пару часов, а не ехать в офис", — говорит Игорь Карцев, генеральный директор "Максимум лайф девелопмент".
"Наша задача — это формирование комьюнити и сообщества жителей. Во всех наших кварталах представлены и запроектированы досуговые центры для жителей, которые включают в себя коворкинги, мастерские, лектории и кинозалы. Следующий этап развития — это создание соседских центров. В своих проектах мы сейчас ставим их во главу угла, так как верим, что именно с помощью данного инструмента можно и нужно объединять людей по интересам, вовлекать их в более активную жизненную позицию, что позволяет девелопменту как бизнесу наладить высокую качественную коммуникацию со своим клиентом, получая оперативную обратную связь. И это, в свою очередь, помогает работать над качеством продукта и совершенствовать его", — говорит Вячеслав Батаков, директор по маркетингу компании e. Development.
Спросом пользуется всё, что полезно. Кладовки и паркинги, безусловно, из этой категории. Новым районам нужны полноценные альтернативы городским ресторанам, детским секциям, кино, прогулочным зонам, спортивной инфраструктуре и так далее. Конечно, абсолютно всё продублировать невозможно, но в категории на каждый день в новых районах должно быть всё необходимое. Сейчас эту функцию берёт на себя малый бизнес. Причём люди, у которых есть идеи организации локальных сервисов, чаще всего сами являются жителями этого же района или квартала и набирают сотрудников из числа местных жителей. Таким образом немного уходит перекос в географии занятости населения. Но кардинально вопрос можно решать только выносом из города производств и офисных центров на новые территории. Например, в места, равноудалённые сразу от нескольких районов новой застройки.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"
Если мы говорим про новые районы, особенно в проектах комплексного освоения территорий, то, конечно, там необходима вся социальная инфраструктура: медицинские учреждения, детские сады, спортивные и общеобразовательные школы, отделения полиции и многое другое. Важны и парковочные места, рассчитанные исходя из плотности населения. Также есть потребность и в кладовых помещениях, но в ограниченных количествах: по нашему опыту, кладовых должно быть не более 30% от общего объёма квартир.
Анжелика Альшаева
генеральный директор агентства недвижимости "КВС"