Проектировщик морских судов пытается взыскать со своего экс–директора 130 млн рублей.
Имеющие одних хозяев петербургские ООО "Морское инженерное бюро–дизайн–СПб" и "Морское инженерное бюро–СПб" пытаются взыскать с Ирины Карпенок 95 млн рублей убытков и ещё на 35 млн привлечь к субсидиарной ответственности. В такую сумму владельцы компании оценили вред, который, по их мнению, женщина нанесла бизнесу за 3,5 года руководства, в течение которых выручка обеих компаний составила почти миллиард рублей. Петербургский арбитраж счёл претензии несостоятельными.
И вскрытый сейф не помог
Оба Морских инженерных бюро (МИБ) основал покойный доктор технических наук, профессор кафедры теории и проектирования судов николаевского Национального университета кораблестроения гражданин Украины Геннадий Егоров. До его смерти в конце мая 2021 года 90% долей обоих МИБов принадлежали ему, 10% — Ирине Карпенок, она же возглавляла компании. С середины прошлого августа МИБы возглавляет Андрей Шляхов, с середины этого августа ему принадлежат по 10% долей обеих компаний. Он полностью занял позиции своей предшественницы, с которой теперь ведётся непримиримая борьба.
"МИБ–дизайн–СПб" пытается доказать, что Ирина Карпенок с января 2019 года по август 2022–го якобы сама себе выплатила премии на 94,6 млн рублей, хотя "сумма, подлежащая выплате… в соответствии с установленными трудовым договором условиями" должна была составить 1,1 млн — в 86 раз больше, чем следовало. В качестве доказательства компания представила суду акт о вскрытии сейфа, в котором не обнаружились соответствующие решения её участников.
Ирина Карпенок от премий не отказывается, она предъявила протоколы участников "МИБ–дизайн–СПб" о своём премировании с подписями покойного Геннадия Егорова и её самой как владелицы 10% компании в тот период. Оппоненты посчитали, что документы могли быть сфальсифицированы, и сослались на заключение Санкт–Петербургского института независимой экспертизы и оценки и отчёт ООО "Агентство “ПромФинАудит”". "Карпенок И. А… использовала заготовленные заранее в неограниченном количестве подписи Егорова Г. в виде электронного образа при создании спорных документов", — заявили в суде представители компании.
Бизнес–леди и не скрывала: она регулярно пользовалась факсимиле подписи покойного, потому что он как гражданин Украины часто находился далеко и не мог лично всё подписывать. По той же причине на него, как заявила суду женщина, не оформлялась прибыль от деятельности компании, возможно чтобы избежать высокого налогообложения, предусмотренного российским законодательством для дивидендов, получаемых гражданами других государств. Прибыль, как следует из зафиксированных судебным решением её показаний, официально не выплачивалась, а полученные в виде премий деньги Ирина Карпенок частично передавала Геннадию Егорову.
Суд счёл доводы "МИБ–дизайн–СПб" бездоказательными, а к выводам экспертов отнёсся критически. "Истец не доказал, что выплата Карпенок И. А. спорной суммы премии с учётом масштабов деятельности юридического лица и сложившейся практики её премирования является неразумным и/или недобросовестным поведением Карпенок И. А., повлекшим причинение обществу убытков, поскольку сам по себе факт выплаты премий не может являться единственным и достаточным основанием для взыскания соответствующих премий с получившего их руководителя в качестве убытков…" — написано в мотивированной части вынесенного 1 сентября и не вступившего пока в законную силу решения петербургского арбитража.
Компания–то успешна…
А ещё суд обратил внимание на успешность деятельности компании в период, когда Ирина Карпенок руководила ею и якобы нанесла, по мнению новых владельцев, финансовый ущерб: 30 млн рублей чистой прибыли за 2019 год, 37 млн за 2020–й и 19 млн за 2021–й.
Медийное пространство тоже показывает исключительную успешность компании за эти годы. В конце 2020–го судостроительный завод "Нефтефлот" заложил киль пассажирского судна проекта PV20S — сообщалось о строительстве пяти таких судов, спроектированных "МИБ–дизайн–СПб". В прошлом июле на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде состоялся спуск головного краболова–процессора "Вайгач" проекта КСП01. Это первое судно в серии из пяти краболовов, которые предприятие строит по заказу Северо–Западного рыбопромышленного консорциума. Автор технического проекта судна — "МИБ–дизайн–СПб".
Бизнес МИБов и сейчас на подъёме — 25 сентября Амурский судостроительный завод заявил о завершении работ по монтажу нижних редукторов винто–рулевого комплекса на многофункциональном аварийно–спасательном судне мощностью 7 МВт "Керченский пролив" проекта MPSV06. Автор проекта — "МИБ–СПб", который также предъявляет Ирине Карпенок судебные претензии. Эта компания пытается привлечь её к субсидиарной ответственности на 35 млн рублей, но тоже пока безуспешно. 21 сентября суд отказал в удовлетворении иска, но решение пока не опубликовано.
Ирина Карпенок общаться с автором статьи отказалась. В опубликованных материалах дела содержится лишь одно указание на её видение возможных причин происшедшего: "После смерти Егорова Г. доля в уставном капитале общества перешла… к его сыну Егорову А. Г., который, по её мнению, инициировал настоящий судебный процесс исключительно по личным мотивам…" — написано в судебном акте. Нынешний совладелец и генеральный директор обоих МИБов Андрей Шляхов комментировать споры не захотел.
Её откровения интригуют
По словам партнёра юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Романа Макарова, в задачи суда не входит проверка эффективности бизнес–решений и потому судейский контроль за деятельностью менеджеров не может быть нацелен на проверку эффективности работы менеджера — она вполне может быть и убыточной в силу своего рискового характера.
"Суд может выявить недобросовестные и неразумные действия менеджера, повлекшие убытки для общества, в том числе при условии наличия конфликта интересов — чего в данном случае не было. Вообще сложно предположить, что основной акционер много лет игнорировал выплату премий генеральным директором самому себе. Зато поражает своей искренностью и потому выглядит достоверной ситуация, связанная с уплатой налогов. Из судебного решения следует, будто с целью избежания налогообложения дохода от выплаты дивидендов нерезиденту Геннадию Егорову прибыль в обществе вовсе не распределялась, но производилась выплата премий Ирине Карпенок, которая часть денег передавала Егорову! Интересно, ждёт ли компанию по итогу таких откровений какое–то иное разбирательство", — говорит адвокат.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов расценивает перспективу развития судебного спора между "МИБ–дизайн–СПб" и его бывшим гендиректором как неоднозначную. "Многое зависит от содержания документов и сложившейся в компании практики. При премировании самого себя у генерального директора возникает естественный конфликт интересов — это разъяснил Верховный суд в конце прошлого года. Ирина Карпенок поступала правильно, оформляя выплаты не приказами, а решениями общих собраний участников. Можно ли было протоколы таких собраний подписывать с помощью факсимиле, зависит от внутренних документов компании и сложившейся в ней практики. Компании организованы по–разному, процессы делопроизводства у всех тоже разные — я встречал случай, когда, согласно уставу общества, принятие решений участниками подтверждалось обменом сообщениями в мессенджере, после чего председательствующий на собрании подписывал итоговый документ…" — говорит эксперт.
Они не одни такие
Конфликт между МИБ и Ириной Карпенок — третий в этом году случай публичного предъявления претензий руководителям петербургских проектных судостроительных компаний их хозяевами.
Весной был уволен генеральный директор ПАО "Выборгский судостроительный завод" Александр Соловьёв. Тогдашний глава государственной Объединённой судостроительной корпорации (куда входит завод) Алексей Рахманов объяснил увольнение вопросами, связанными с эффективностью предприятия. В конце августа Александр Соловьёв возглавил два петербургских судостроительных предприятия крупнейшего в России рыболовецкого холдинга "Норебо" — ООО "Нева–стапель" и ООО "Судостроительный завод “Отрадное”". Алексей Рахманов в те же дни лишился поста гендиректора ОСК после того, как президент РФ Владимир Путин передал корпорацию в управление банку ВТБ и публично усомнился в эффективности руководства ею самим Алексеем Рахмановым.
В середине августа владелец 10% акций АО "ЦКБ “ОСК–Айсберг”" (основной пакет у АО "Балтийский завод", входящего в ОСК) Глеб Макеев решил избавиться от главы "ОСК–Айсберг" Игоря Чорного. Он отправил на Балтийский завод и в ОСК письмо с требованием снять Чорного с должности врио генерального директора "ОСК–Айсберг". Это происходит на фоне противостояния между АО "ЦКБ “ОСК–Айсберг”" и АО "ЦКБ “Айсберг”" (принадлежит "Роснефти") из–за инженерного сопровождения строительства ледоколов проекта 22220, которые строит Балтийский завод. На момент выхода публикации сведений об отставке Чорного в СПАРК не было.