Смольный: Петербург вновь начал развиваться как промышленный центр

Автор фото: Ермохин Сергей

Перед запуском проекта "Петербург промышленный", посвящённого новостям городской индустрии, "ДП" обсудил с председателем профильного комитета Смольного Кириллом Соловейчиком вопросы политики и эстетики.

Если коротко, как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние промышленного Петербурга?
— Как устойчивое развитие. Мы видим это и по загрузке предприятий и в цифрах. Индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях 110.7 — это очень много. Недавно мне попалась на глаза аналитика прошлого десятилетия. Знаете, сколько в Санкт-Петербурге было промышленных предприятий? 750 крупных и средних. Так вот, сейчас специально посмотрел, у нас на июль этого года 867. Рост этот начался по сути с 20-го года, и вот мы приросли на более чем 100 крупных и средних предприятий. 80% — это переход из малого в средние и крупные, а 20% — новые крупные предприятия. Кстати и малый бизнес с 2019-го года вырос с 18,5 тысяч компаний до 25,5 тысяч. У нас в этом смысле формируется, как губернатор говорит, цепочки кооперации из малого и среднего предпринимательства в промышленности.
Что вы считаете главными событиями года в промышленной сфере? Итоги подводить рановато, но что точно останется?
— Мне очень сложно на это ответить, потому что всегда есть банальный ответ: вот у нас открылись такие-то предприятия, считаю, что это важное промышленное событие. Есть другой подход, когда ты видишь начало трендов. И в этом смысле мне кажется важной работа над Генпланом города, когда на комиссии почти все заявки на перевод промышленных земель под жильё или что-то еще были отклонены. Это знак, что мы вернулись на путь развития как промышленный центр. Еще один тренд я вижу в том, что мы на ПМЭФ подписали несколько соглашений с частными промышленными парками. Наконец-то в городе у нас пошло это движение, и некоторые парки уже практически полностью заняты, их производственные площади сдаются промышленным компаниям. Для Санкт-Петербурга это новое слово точно. Причём, обратите внимание, что другие регионы, чтобы сделать то же самое, тратили собственные бюджетные деньги. А мы не тратим. Бизнес пошел в эту нишу, потому что понимает, что там перспективно и видит рост спроса на промышленные помещения.
Еще этом году мы впервые заключили офсетный контракт, и это первый серьезный случай, когда мы институционально поддерживаем развитие промышленности собственным городским спросом.
В части спроса еще один интересный момент, когда остров Фортов начал заказывать и покупать катамараны на Средненевском судостроительном заводе. Просто оцените красоту этой закольцовки: исторический объект, связанный с судостроением, обеспечивает заказами наше сегодняшнее судостроение.
Еще один пример, который мне нравится: достаточно молодое предприятие "Вулкан" с коммунальной техникой Митракс, от которой в восторге профессионалы коммунальный сферы. Там династия, отец и сын, на арендованных площадях создали такое производство, которое в первый же год смогло выиграть госзаказ. В прошло году предприятие произвело 67 единиц техники, а в этом году – более сотни. Вы их точно видели - синие такие машинки, которые уже работают в городе.
Заказ на проходческие щиты для метро у Алмаз-Антей, я считаю, очень крутое событие для промышленности Санкт-Петербурга. У нас будет метро, построенное с помощью нашего же оборудования. А до этого в сложнейших условиях тот же Алмаз-Антей смог изготовить гидроцилиндры для разводного механизма Биржевого моста. Я очень хотел бы, чтобы мы на программной основе заменили гидроцилиндры на всех мостах, которые являются визитной карточкой нашего города.
Кирилл Соловейчик
В нулевые годы был сформулирован понятный курс развития городской промышленности, в основе которого лежал кластерный принцип. Сейчас можно так же ёмко обозначить вектор промышленной политики города?
— Кластер — это не цель, а инструмент. Кластерную теорию вообще сильно упростили по сравнению с тем, что постулировал ее основоположник Майкл Портер. Всё свелось к концентрации производств. На самом же деле она про объединение науки, образования, промышленности, а не только цепочки поставщиков. В этом смысле сейчас мы возвращаемся к классической модели. Взять, хотя бы судостроение — это сейчас практически и есть кластер. И то, что он может быть юридически не оформлен, никак не отражается на его жизнеспособности. Или взять "Силовые машины" — это же не просто завод, а научно-производственное объединение, которое уделяет большое внимание работе с колледжами, университетами и научно-исследовательскими организациями. То есть это тоже по-настоящему большой кластер, только более сложный.
Что же касается промышленной политики, то для меня это в первую очередь политика развития рынков или стимулирования спроса на продукцию промышленности Санкт-Петербурга. Наша основная задача изучить, описать все эти компоненты для того, чтобы помогать промышленности расширить свое присутствие на рынке.
Есть еще прямая поддержка от города. Не буду спрашивать о мерах – там большое меню. Но вот насколько существенно город может повлиять на то, что происходит на крупных предприятиях, которые выполняют большие федеральные заказы? Может, стоит всё-таки сосредоточить усилия на малом бизнесе?
— Я очень большой противник идей 90-х, о том, что "давайте не будем поддерживать промышленность, давайте просто оставим её в покое". Если мы как государство оставим промышленность в покое и не будем ей помогать, то, как минимум, наша промышленность будет менее конкурентоспособна относительно той промышленности, которой помогают. И как раз сейчас, например, мы просто обязаны делать то, что прямо запрещалось нам в ВТО, чтобы занимать освободившиеся ниши и захватывать новые рынки. И если мы закрепимся в этих нишах, на следующем этапе, когда ситуация поменяется, нас трудно будет оттуда выбить.
Мы должны понимать, что социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга во многом зависит от развития промышленности. Да, мы не почувствуем эффект на горизонте двух-трех лет, но, когда предприятия, расширив производство или создав новые, выйдут уже на устойчивый выпуск, это будет прибавка не только в рабочих местах, но и в налогах. НДФЛ и налог на прибыль — вот два налога, на которых, в общем, строится значительная часть бюджета Санкт-Петербурга. Иногда больше, иногда меньше, но мы понимаем, что 40% дает промышленность. Сейчас надо наращивать меры поддержки, ни в коем случае не сбавляя темп. Предприятиям, в том числе и крупным, нужны станки, предприятиям нужны здания, им нужна земля, им нужны люди, им нужна помощь в сбыте. Мы накопили очень серьезный набор мер поддержки всех видов. Сначала это были меры финансовой компенсации. Дальше больше, мы понимали, что теперь для развития нужна земля, а потом ещё и строительство зданий. Мы ввели в Фонд развития промышленности программу, которая дает возможность выкупа зданий, земли, в настоящее время мы видим, что и этого мало, нужно оказать поддержку предприятиям в возможности строительства, а в этом смысле помочь низкой процентной ставкой. Мы заложили такую программу на следующий год. Сейчас смотрим на ключевые показатели и возможности бюджета, чтобы можно было субсидировать и технологическое присоединение предприятий, а также многие-многие другие вопросы, с которыми сталкивается промышленность.
Если говорить про b2c — это проект "Петербургский дизайн", то есть помощь в доведении продукции нашей легкой промышленности и дизайнеров, до целевой аудитории. Если говорить про экспорт, то это товарно-страновые пары в условиях изменившейся географии экспорта: куда и с чем мы заходим, ну и дальше уже диалог с Министерством промышленности. То есть, мы отвечаем за то, что мы экспортируем. Минпром берёт на себя договоренности, создание портовой инфраструктуры, логистических маршрутов и платежной инфраструктуры. Не менее важна межрегиональная кооперация — это тоже возможность для развития.
И всё равно я считаю, что мы делаем крайне мало. Да, мы удваиваем фонд развития промышленности каждый год. В этом году выйдем на 4 миллиарда, доведенных денег до промышленных предприятий, а в 2019-м году стартовали с 300 миллионов. Но если представить объем производственных фондов заводов Санкт-Петербурга, что такое эта сумма? Крупица. У нас промышленность будет иметь гораздо больше возможностей, если бы мы кратно увеличили меры поддержки. Да, не в моменте. Но чем больше мы будем накачивать промышленность, поднимая свою производственную мощность, тем устойчивее будет наша экономика. Это совершенно точно линейная связь.
Поменялось ли отношение государства к промышленности после начала СВО и санкций? Я к тому, что раньше основное, что нас интересовало – налоги и занятость. А продукцию какую угодно можно было импортировать. Сейчас положение во многих отраслях вопрос выживания и безопасности. Может быть требовательнее стали?
— Не поменялось. И раньше всё было понятно. Александр Дмитриевич Беглов поддерживает своими действиями развитие промышленности Петербурга. И я тоже промышленник, тоже всё понимаю, и коллеги в правительстве. Текущая ситуация показала, что нужно действовать еще быстрее. Потому что раньше были предприятия, которые так сказать спокойно себя чувствовали на своей полочке: по выпуску всё ровно, плюс-минус инфляция, ситуация более-менее устойчивая, как в обычной эластичной экономике. Всё запланировано и так далее. Были такие ситуации, были такие отрасли. Сейчас, конечно, вы понимаете произошёл, по сути, тектонический сдвиг. Ситуация начала динамично развиваться. Сейчас необходимо дать промышленности импульс для захвата освободившихся ниш.
Например, серьезно вырос интерес к проектам по увеличению производительности труда. Когда стартовал нацпроект первые предприятия очень было тяжело вовлекать. В этом году мы должны были охватить порядка 50-ти предприятий. Показатель выполнили за полгода. Во-первых, конечно, сарафанное радио: все поняли, что есть городской сервис, который позволяет обучить команду, показать на базовом образце, базовом процессе, как, собственно, делают оптимизацию. Ну, и потом уже собственная команда на предприятии должна тиражировать опыт на другие процессы. Мы дальше не лезем, наша задача научить это делать и сделать это обучение доступным. Повышение производительности труда для любого собственника и директора предприятия — это практически бесплатный способ увеличить эффективность. Посмотри вокруг, оптимизируй цепочки и ты получишь до 30-40% повышения производительности труда. Да даже если ты бесплатными действиями просто организованно-техническими и глубоким погружением выйдешь на 15-20% — это стоит того. А дальше, конечно, идёт следующий этап — модернизация оборудования, замена тех или иных элементов и ещё одна перестройка во внутренних процессах. И это не остановить: дальше ты уже не можешь по-другому, ты постоянно совершенствуешь свою деятельность, и так работают все передовые мировые компании. Коллеги теперь это видят и уже появляются своеобразные компании-миссионеры, которые готовы делиться собственным опытом: "Приезжайте ко мне, покажу, как я добился таких выдающихся результатов повышения производительности труда". Так у нас на глазах создается новая промышленная культура.
И резко встает вопрос кадрового голода, потому что расширение производства требует рук, а их нет…
— И это как раз то, на что напрямую может повлиять город. У нас запущен набор кадровых сервисов, которые органично объединены в бренд "Петербург заводской". Это и пропаганда работы на предприятиях, включая демонстрацию династий, и промышленный туризм, как проект открытия промышленности молодежи, и туристам, приезжающим в Санкт-Петербург. Это, безусловно, целеполагание для системы образования города, в первую очередь, в части СПО, формирования базовых данных для контрольных цифр приёма. По сути, те бюджетные места, которые проектируются для промышленности. Прямо сейчас, в сентябре, у предприятий есть возможность в специально созданном личном кабинете заявить свою перспективную кадровую потребность по направлениям подготовки на 24-25-26й годы.
Интересно заработали QR-коды, которые мы размещаем на билбордах, в общественном транспорте. Оттуда заявка попадает прямо в тот же самый личный кабинет предприятия. А мы, как комитет, анализируем этот поток. Я сразу предупреждал коллег, чтобы они не надеялись, что придут абсолютно подготовленные специалисты — у нас такие практически все уже работают. Но большие данные показали, что заявки подают люди мотивированные и они действительно по всем своим базовым характеристикам совпадают с тем, что требуется для работы в промышленности. Есть большая аналитика, которую мы собрали: место жительства, платёжеспособность, образование. И данные полностью совпадают с профилем тех людей, которые работают на том или ином заводе, там нет вообще никаких диссонансов между этими показателями. Именно таких людей целесообразно переобучать, и они очень быстро вольются в процесс. То есть идея сработала.
Со следующего года мы запустим меру по субсидированию найма жилья в Петербурге для квалифицированных рабочих, которых привлекают сами предприятия. Начнем с ВПК. Будет компенсироваться 30 процентов стоимости аренды жилья — по расчетам примерно 10000 рублей на человека, из расчета что снять нормальную квартиру на семью можно тысяч за 30.
"Деловой Петербург" как раз сейчас запускает свой проект "Петербург промышленный", чтобы знакомить читателей с городской индустрией изнутри, в том числе в жанре промышленного блогинга. Сейчас многие предприятия по понятным причинам настороженно относятся к публичности. Давайте поможем нам, дополнительно сформулировав, зачем промышленности быть открытой?
— Я вообще считаю, что промышленные предприятия, крупные или не крупные не важно — это гордость любого города. Ну, а Санкт-Петербурга уж совершенно точно. Поэтому надо дать возможность и горожанам, и гостям города гордиться нашей промышленностью. Это очень интересно. Это тоже искусство. Корабли, турбины — это же действительно потрясающе красивые технологические произведения. Их надо показывать людям. С другой стороны, вот эта открытость будет формировать положительный имидж промышленности, что это не какие-то депрессивные цеха, которые все помнят с 90-х. Мы ещё долго будем бороться с этим негативным имиджем. Сейчас это совсем другие предприятия. И показывая это мы формируем лояльных потребителей. Мы формируем приверженцев и миссионеров промышленности. Чтобы взрослые люди, которые это увидели, говорили своим детям: "Может быть, всё-таки тебе задуматься и пойти работать на завод". Это очень интересно. Это гораздо интереснее, чем сидеть в офисе. Потому что ты создаешь весь материальный мир, который нас окружает.