Под ужесточённые требования о локализации российские электрокары не попадут.
В Кабмине предлагают вернуться к прежним объёмам бюджетной поддержки граждан при покупке ими новых российских электромобилей по программе льготного автокредитования, следует из опубликованного Минпромторгом 29 сентября проекта поправок к постановлению правительства № 364 от 16 апреля 2015 года.
В соответствии с действующей редакцией документа, государство может компенсировать банку первый взнос по кредиту, выданному гражданину на покупку произведённого в России авто не дороже 2 млн рублей. Для машин на традиционном топливе сумма ограничена 20% от стоимости транспортного средства. Жители Дальнего Востока могут рассчитывать на повышенную компенсацию — до 25%.
При этом для покупателей отечественных электрокаров в 2022 году действовала ещё более крупная ставка — до 35% от цены машины, но не выше 925 тыс. рублей. Однако в текущем году величину поддержки снизили, ограничив её 25% от полной стоимости, но не более 625 тыс. рублей. Поправки Минпромторга предполагают возвращение дотаций на уровень прошлого года.
Субсидии полагаются на покупку автомобилей, выпущенных в соответствии со специальным инвестиционным контрактом (СПИК), который производитель заключает с федеральными и региональными властями. Соглашение гарантирует определённые льготные условия ведения бизнеса взамен на обязательную локализацию технических процессов. В новой версии программы Минпромторг предлагает также с 2024 года дополнительно закрепить критерии "русификации" автомобилей в баллах, присваиваемых в соответствии с постановлением правительства № 719 от 17 июля 2015 года.
Так, с 2024 года со льготой позволят купить только авто с локализацией минимум 1600 баллов, с 2025–го — 2000 баллов, а с 2026 года — 2500 баллов. Но требования распространят исключительно на автомобили с ДВС, а для электрокаров останется достаточным лишь само наличие СПИК.
В соответствии с такими контрактами работают липецкий завод "Моторинвест", на котором под маркой Evolute локализуются китайские электрокары Dongfeng, и столичный "Москвич", выпускающий под своим брендом JAC из того же Китая.
Также СПИК заключён у ООО "Электромобили Мануфэкчуринг рус", которое разрабатывает лёгкие электрогрузовики EVM PRO на базе шасси "УАЗ Профи". Генеральный директор компании Илья Рашкин рассказал "ДП", что актуальный уровень локализации их электромобиля — уже 4 тыс. баллов, и он включает помимо шасси порядка 30 собственных технических решений.
"Мы не останавливаемся на текущем уровне локализации, а постоянно работаем над его повышением. И отмечу, что наличие программы очень важно, поскольку это один из инструментов стимулирования спроса на электромобили", — говорит Илья Рашкин.
Сейчас в основном производители электромобилей, заключившие СПИК, выполняют крупноузловую сборку из китайских комплектующих, говорит председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключённого транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. Однако, указывает она, от условий по локализации, прописанных в договорах, компаниям всё равно никуда не деться, независимо от того, вносятся ли какие–то дополнительные балльные критерии куда–то ещё.
"Это длительный процесс. Чтобы получить определённое количество баллов, только подготовка необходимых документов займёт достаточно продолжительный период, а потребность в поддержке данного направления есть уже сейчас", — говорит эксперт.