Партнёр петербургской "дочки" АФК "Система" создал компанию, которая будет изготавливать электрораспределительную и регулирующую аппаратуру.
В Петербурге зарегистрировано ООО "МСА Энерго". Указанный в СПАРК профиль компании — "производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры". Её основной владелец (65%) — ООО "НПК Морсвязьавтоматика" Андриана Правдина и Андрея Смирнова. Оба они участники петербургского ООО "Эмпериум", крупнейшего в стране производителя судов на электрической тяге, основной пакет которого (65%) контролирует АФК "Система".
15% долей новой компании у петербургского бизнесмена Владимира Родина. Он создатель ООО "Нева Электрик" — одной из старейших в городе инжиниринговых фирм, специализирующихся на разработке автоматизированных систем управления, систем телекоммуникации, мониторинга и визуализации, в том числе для нужд судостроения. Компания работает с 1996 года и позиционирует себя как автора модернизации систем управления более десятка речных круизных теплоходов.
Андрею Рудольскому принадлежат 10% долей "МСА Энерго". Помимо этого, СПАРК называет его владельцем и генеральным директором ООО "Алтайлеспереработка" из Бийска. До 2022 года Андрей Рудольский был также совладельцем и руководил московским ООО "АСМ Энерго", производящим электрическую распределительную и регулирующую аппаратуру.
Генеральный директор и владелец последних 10% "МСА Энерго" Рустам Юсупалиев сегодня ни в каком другом бизнесе не участвует, но ещё несколько лет назад был совладельцем и гендиректором трёх петербургских компаний, занимавшихся оптовой торговлей промышленным оборудованием, топливом и даже зерном. Все три компании ликвидировала Федеральная налоговая служба.
Чем именно будет заниматься "МСА Энерго", не захотели рассказать ни Андриан Правдин, ни Владимир Родин, ни Рустам Юсупалиев. С Андреем Рудольским связаться не удалось. Однако участники рынка не сомневаются: новый проект связан с развитием "Эмпериума", спрос на электрические суда которого неуклонно растёт. Одни из активных пользователей продукции "Эмпериума" — судоходные компании Москвы. Там ежедневно на электросудах совершается более 2,5 тыс. поездок, и в основном это суда, построенные "Эмпериумом". 2 октября четыре очередных электрических судна спущены на воду верфью компании в Отрадном.
По мнению генерального директора АО "НПЦ “Электродвижение судов”" Андрея Григорьева, основная проблема производства в России судового электрораспределительного оборудования — в импортозамещении комплектующих.
"В принципе в России нет проблем с производством судовой электрораспределительной аппаратуры. У нас изготавливаются главные и вторичные распределительные щиты. Их делают многие компании, с продукцией которых нет принципиальных сложностей. Причём оборудование благополучно разрабатывается и производится как для небольших судов, так и для атомных ледоколов. Сложность, как водится, в мелочах: все отечественные производители привыкли использовать импортные комплектующие — защитно–коммутационную и электроизмерительную аппаратуру, локальные системы управления. Импортозамещение этих устройств — проблема. Они выпускаются у нас для Военно–морского флота и в принципе могут использоваться на гражданских судах. Но это дорого, да и мощности производителей военных заказов перегружены", — говорит эксперт.
По словам первого заместителя генерального директора ООО "Морские комплексные системы" Льва Засыпко, ранее основными поставщиками судовой электрораспределительной и регулирующей аппаратуры были зарубежные изготовители — Siemens, Schneider, ABB.
"Многие даже открыли у нас производства и представительства. Например, Schneider за 10 лет вложила более $1 млрд в российский бизнес: построила пять заводов, открыла логистические и инженерные центры. С февраля прошлого года все поставки и производство импортного электрооборудования для отечественного судостроения прекращены. Так что нашим производителям приходится наращивать объёмы, строить дополнительные мощности и доводить свою продукцию до массогабаритных и качественных характеристик зарубежных производителей. Это вынужденная мера. Задача будет решена, но не мгновенно, потому что требует значительного финансирования и проектных работ", — отмечает Лев Засыпко.