В новых застраиваемых районах Петербурга растёт число небольших стоматологических клиник. Однако закрепиться на рынке удаётся не всем.
Количество новых частных стоматологий увеличивается не первый год. По данным Rusprofile, в январе–сентябре 2023 года в Петербурге открылось 1496 организаций, в основном или дополнительном ОКВЭД которых указана медицинская и стоматологическая практика. За аналогичный период прошлого года их было открыто 1598. Однако далеко не все из них реально ведут стоматологический приём.
По данным геосервиса 2ГИС на начало октября 2023–го, в Санкт–Петербурге работает 1676 частных стоматологических клиник. За год, с октября 2022–го, их количество увеличилось на 5%. К частным стоматологическим клиникам, которые анализировали представители сервиса, относятся учреждения, которые оказывают только платные стоматологические услуги для взрослых и детей.
Спрос смещается в спальные районы Петербурга, особенно после появления в центре платных парковок. Формат у дома стал актуален не только для ретейла, но и для стоматологических клиник, подтверждает владелец сети "Праймед" Сергей Лобанов. Горожане стали выбирать врача по принципу близости и цены.
"О росте числа небольших клиник мы можем судить по увеличению количества вакансий и понимаем, что сейчас особенно востребованы врачи, ассистенты, администраторы. Мы со своей стороны развиваем HR–программы, предлагая сотрудникам конкурентоспособную заработную плату и карьерный рост", — поделился заместитель генерального директора по стратегическому планированию "МЕДИ" Максим Шадрин. Он добавил, что в сегменте премиальных клиник повышения конкуренции не ощущается.
Генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт–Петербурга Александр Солонин считает, что в системе частной медицины наметилась тенденция, когда некоторые стоматологи стимулируют свой профессиональный рост путём открытия собственной клиники. Для этого часто выбираются локации в новостройках, имеющих нежилые помещения с возможностью аренды. "Дорогостоящие стоматологические услуги (имплантация, протезирование и т. д.) позволяют за небольшой срок при высокой оплате и хорошем клиентском потоке заработать на стартовый инвестиционный капитал", — рассказывает Солонин.
При этом есть тенденция и к закрытию некоторых небольших клиник. Связано это с недостаточно высоким трафиком и сложностью ведения медицинского бизнеса. По данным исследований, только 40% клиентов могут уйти за опытным врачом, если он решает перейти в другую медорганизацию или открыть свою. Конкуренция, по словам экспертов, пошла по пути борьбы за пациента при помощи удешевления услуг. Это в свою очередь приводит к уменьшению маржинальности бизнеса. Часто низкая цена получается за счёт экономии на материалах, приглашения специалистов с меньшим уровнем квалификации.
Как отмечает Сергей Лобанов, спрос сейчас снижается, петербуржцы откладывают на потом процедуры, которые ранее составляли основную долю дохода стоматологических клиник: эстетическая стоматология, исправление прикуса.
Александр Солонин подчёркивает, что в целом по рынку цены на медицинские услуги имеют тенденцию к росту не только из–за санкций, удорожания логистики и изменений валютного курса, но и в силу увеличения затрат на соблюдение возрастающих нормативно–правовых требований в здравоохранении.