На красной ветке петербургского метро начал курсировать поезд "Балтиец" в праздничном оформлении. Вагоны, которые разработаны специально для Северной столицы, получили новую ливрею, посвящённую 320-летию города.
Один из них впервые показали в августе на Международном железнодорожном салоне "PRO//Движение.Экспо". И уже тогда новинку по достоинству оценили СМИ, специалисты, жители и гости города. Разработчик — АО "Трансмашхолдинг" (ТМХ) — пообещал, что арт-поезд в тематической ливрее скоро выйдет на рельсы и будет радовать пассажиров подземки.
И вот юбилейный состав наконец увидели те, для кого он создавался. "Балтиец", уже 16-й по счету в петербургском метро, прибывает на станцию. Пассажиры, спешащие по привычке занять места, замирают на секунду, чтобы рассмотреть необычную деталь. Вместо стандартных стен вагонов — гравюра петровских времён, на которой запечатлены Нева, корабли, исторические постройки вдоль набережных и надпись: "320 лет со дня основания Санкт-Петербурга".
Стильный и удобный
Тематические поезда начали появляться в метро города на Неве несколько лет назад. Однако в основном речь шла об украшении изнутри. Теперь все восемь вагонов состава получили оклейку снаружи. При этом поезд сохранил задуманную производителем цветовую гамму и стал ещё более "петербургским". Выглядит нескучно, но не режет глаз. "Сделано со вкусом", — отмечают пассажиры.
Новенькие стильные "Балтийцы" с момента своего появления на линии уже успели завоевать симпатии петербуржцев. Чета пенсионеров из Кировского района призналась корреспонденту "Делового Петербурга", что всё ещё продолжает удивляться, насколько просторнее стало в салоне. "А теперь метро стараются сделать красивее, это вдвойне приятно", — говорят пожилые горожане.
Для многих пассажиров важным преимуществом стал более низкий уровень шума в вагонах. Петербурженка Полина каждый день добирается по красной ветке на работу. "По вечерам я иногда даже пропускаю старый поезд, чтобы дождаться нового, там места больше. И они намного тише, это мне в конце рабочего дня тоже очень нравится", — говорит девушка. Обновлённый облик вагонов ей кажется "стильным".
Похожими впечатлениями делится студент по имени Александр. "Мне нравятся, что они менее шумные, чем остальные поезда. Мониторы с указанием передвижения по станциям расположены удобно, их видно с любого сидячего места", — говорит юноша.
В духе Петербурга
Обновление подвижного состава в петербургском метро началось относительно недавно и после значительного перерыва. В период с 1977 по 2013 год на балансе Петербургского метрополитена были только модели прошлых лет.
Принципиально новой разработкой стал состав с асинхронным тяговым приводом и новым кузовом облегчённого типа "НеВа". Работа над ним началась в 2007 году, а в 2011-м был построен первый состав для Невско-Василеостровской линии, которую планировали полностью обновить в первую очередь. Поставка вагонов и их эксплуатация начались в 2013 году. Затем в метро появился поезд "Юбилейный". А в 2019-м специалисты показали макет инновационного вагона Smart, который впоследствии трансформировался в "Балтиец".
Первый поезд с этим названием вышел на красную ветку в ноябре 2022 года. Состав разрабатывали, учитывая пожелания представителей метро, ведь они лучше всех знают, какие вагоны подходят для подземки Северной столицы. В итоге получился современный поезд, удобный и для пассажиров, и для машинистов.
"Балтиец" — это представитель последнего поколения вагоностроения, оптимизированный под эксплуатационные нужды петербургского метрополитена. Его отличает высокий класс энергоэффективности, надёжности и повышенный комфорт для пассажиров», — говорит директор центра исследований "Умного города" ВШЭ Константин Трофименко.
Эксперт отмечает, что создателям удалось при стандартном размере вагонов значительно увеличить место для размещения пассажиров за счёт грамотной компоновки кресел относительно проходов. Каждый из поездов способен перевозить около 1,5 тыс. человек. Кабина машиниста оборудована более простым и понятным пультом управления, что позволяет эффективно предупреждать нестандартные ситуации любой сложности. Также поезд оснащён всеми необходимыми цифровыми сервисами и интерактивными картами, напоминает Трофименко.
Габариты дверей увеличили почти на 20 см, что позволило ускорить посадку и высадку на 17%. Асинхронный тяговый привод отечественного производства экономит электроэнергию и обеспечивает более плавное торможение.
Особый дух Петербурга нашёл отражение и в дизайне вагонов. Сиденья украсил орнамент в виде стилизованных разводных мостов. Светильники на потолке и графические элементы на полу своими линиями тоже напоминают разводные мосты. Самые внимательные рассмотрят знакомые силуэты даже в изгибах поручней.
Подзарядка для поезда
Впрочем, эксклюзивность "Балтийца" отражается не только в оформлении, но и в технической начинке. Одна из необходимых составляющих современной техники — батареи и аккумуляторы. Саратовский завод автономных источников тока (ЗАИТ) разработал специально для петербургского состава уникальный аккумулятор KH100P и аккумуляторную батарею 56KH100P, которые обеспечивают автономное движение на расстоянии до 200 метров.
Первоначально завод предложил аккумуляторную батарею, которую поставляли для поездов метро столицы Болгарии, Софии. Но выяснилось, что новый состав должен иметь возможность двигаться в том числе и без подключения к контактной сети. В сжатые сроки специалисты саратовского предприятия смогли разработать аккумуляторы с новыми характеристиками и, что важно, без изменения уже согласованных габаритов. Их можно разряжать высоким током для обеспечения требуемой мощности в тяговом режиме состава от аккумуляторной батареи.
В 2023 году завод поставил 72 комплекта батарей 56KH100P для новых поездов петербургского метрополитена. В следующем году саратовское предприятие планирует обеспечить "Балтиец" ещё 96 комплектами. А сам поезд собирают на петербургском АО "Октябрьский электровагоноремонтный завод" при содействии АО "Метровагонмаш" (оба предприятия входят в ТМХ).
"Производство поездов нового поколения имеет очень высокую степень импортозамещённости — более 90%", — отмечает Константин Трофименко.
Сейчас эксклюзивные поезда перевозят пассажиров на красной ветке метро, в дальнейшем их планируют запустить на синюю. В перспективе новые поезда должны заменить почти половину всего подвижного состава петербургской подземки. До 2031 года ТМХ поставит 950 таких метровагонов.