В России вышла книга о том, как придумывалась "Теория большого взрыва", почему этот сериал мог и вовсе не случиться и насколько универсальным он оказался.
В издательской группе "Азбука-Аттикус" в переводе киножурналиста Татьяны Шороховой вышла книга Джессики Рэдлофф "Теория большого взрыва: самая полная история создания культового сериала". Автор работала над ней в течение 2 лет, проведя несколько десятков интервью, расшифровав "километры" разговоров, сделав сотню заметок и неоднократно пересмотрев и сам сериал, и все значимые эпизоды.
Больше чем производственная драма
16 мая 2019 года зрители по всему миру рыдали, прощаясь с обожаемыми героями. В этот день показали последний, 279–й (!) эпизод "Теории большого взрыва" (ТБВ). Сериал шёл 12 лет, и популярность его только росла, а рейтинги зашкаливали от сезона к сезону. В итоге он стал культовым, обзавёлся многомиллионной армией фанатов и почти наверняка сделал популярными не только физику, нейробиологию и микробиологию, но и науку в целом.
Однако всё могло закончиться ещё на пробной серии. И не было бы ни Шелдона Купера с его непоколебимой уверенностью в собственной гениальности, что нередко портило жизнь окружающим, ни магазина комиксов Стюарта, ни душераздирающей истории отношений Пенни и Леонарда, ни впечатляющей внутренней эволюции Эми и Раджа, Говарда и Бернадетт.
Под рукой Джессики Рэдлофф история создания ТБВ становится больше чем производственной драмой. Вряд ли будет преувеличением сказать, что эта книга в первую очередь про человеческие отношения — не только внутрицеховые (актёры, как правило, всегда стоят горой друг за друга), но и между теми, кто придумывал и создавал сериал, и теми, кто воплощал на съёмочной площадке задуманное. Отношения сложные, не всегда приносящие радость и счастье (речь всё–таки идёт о бизнесе), но развивающиеся, меняющиеся и приводящие всех участников процесса к необходимому — успешному — результату. В книге полно реплик, произносимых в превосходной степени, причём как в адрес продюсеров, сценаристов, режиссёра, участников съёмочной группы, так и в адрес друг друга. Учитывая продолжительность жизни сериала, такое дорогого стоит.
Поиски героев
Удивительным образом именно неудача (а по сути провал пилотной серии) привела к обратному результату. Продюсерам Чаку Лорри ("Грейс в огне", "Два с половиной человека", "Метод Комински") и Биллу Прэйди ("Девочки Гилмор"), конечно, не раз хотелось всё прекратить, но в конце концов удалось найти внутренние ресурсы и по сути начать всё заново.
На старте одной из самых ощутимых проблем стал подбор актёров. Это сейчас мы знаем всех поимённо, их повадки, привычки, реплики, кто как выглядит и как общается, а 17 лет назад всё могло сложиться совершенно иначе. В пробном эпизоде героиню, с которой знакомятся главные герои, звали Кэти и она была не такой уж весёлой, неунывающей и непосредственной, какой стала Пенни в исполнении Кейли Куоко. Роль Говарда Воловица была практически отдана Кевину Сассмэну (в итоге он сыграл депрессивного владельца магазина комиксов), а Джонни Галэки (Леонард) сперва рассматривался на роль гениального Шелдона. Более того, одно время Чак Лорри предлагал Макколея Калкина в качестве исполнителя роли главного Шелдонова друга. В конце концов, отсмотрев энное количество актёров, продюсеры собрали основной состав в том виде, в каком спустя некоторое время их узнали все.
И благодаря умелому дирижированию Джессики Рэдлофф в изложении продюсеров, сценаристов, режиссёра, актёров, художника по костюмам кастинги, сочинение поэпизодников и диалогов, придумывание образов и рисунков ролей выглядит не как тяжёлый, мучительный процесс, конца которому не видать, а как квест — захватывающий и чрезвычайно познавательный.
И тут–то всё и заверте…
24 сентября 2007 года на телеканале CBS вышел первый эпизод первого сезона "Теории". Сериал не сразу забрался на верхние строчки рейтингов, а набирал ход постепенно. И так же постепенно создатели вводили ненавязчиво и без дидактики разнообразные темы. Начать с того, что центральными героями ситкома стали талантливые учёные — физик–теоретик, физик–экспериментатор, инженер, астроном, к которым позже присоединились нейробиолог и микробиолог. Диалоги, особенно в первых сезонах, были полны научной терминологии, малоизвестной широкой публике. Часть действия проходила в лабораториях и кабинетах Калтеха, что, с одной стороны, не могло не вызвать интерес (шанс узнать, как рождаются великие идеи и проекты, выпадает нечасто), с другой — необходимо было этот интерес удерживать очень продолжительное время (что, несомненно, удалось).
Вообразить нечто подобное раньше было не то что сложно — попросту невозможно. Если, конечно, речь об убедительных, реалистичных персонажах, а не о карикатурах. Однако энергия и талант продюсеров, шоураннеров, сценаристов, режиссёра и, разумеется, блестящая игра актёров изменили положение дел.
Одна из глав книги называется "Выкидыш, беременность и настоящая правда о том, что значит быть родителями". В ней Мелисса Рауш (Бернадетт Ростенковски) рассказывает о трагедии, случившейся во время её первой беременности, собственном опыте материнства, совпавшем со съёмками в очередном сезоне ТБВ, о том, какой теплотой и заботой окружали её продюсеры, шоураннеры и коллеги в один из самых болезненных и тяжёлых периодов жизни. И это одна из наиболее эмоциональных глав, герои которой говорят про общественно значимые темы: как они решились (и, несомненно, выиграли!) показать уязвимость героини Рауш, как она разрывается между честолюбивыми карьерными планами и грядущим материнством с его давящей ответственностью, навязываемой обществом, как её мучают мысли об отсутствии материнского инстинкта. А актёр Саймон Хелберг (Говард Воловиц) в финале этой части замечает, как важно осознавать стереотипы и что их сериал, конечно, не смог избежать всех клише, однако "по мере продвижения мы делали успехи".
"Ах ты, гравитация, бессердечная ты сука"
Российские фанаты ТБВ наверняка узнают фразу, вынесенную в заглавие этой части материала. За бесподобные, эмоционально, драматургически и профессионально точные реплики, в конце концов разобранные на цитаты, а также за неповторимые и немедленно узнаваемые голоса, которыми говорят герои, отечественные поклонники сериала должны благодарить переводчицу Екатерину Диппер, научного консультанта Марка Ширченко и, разумеется, Дениса Колесникова, создателя студии "Кураж–Бамбей". Попытки переозвучить "Теорию..." с профессиональными актёрами к успеху не привели. Зрители хотели только одну версию — в исполнении Колесникова, когда–то решившего порадовать маму, которой очень уж понравился сериал, а в итоге домашний проект вырос до целой студии. Интервью о том, как работалось над российской версией ТБВ, какие герои бесят больше всех и почему это именно Шелдон и в чём вся соль сериала, посвящена последняя — бонусная — глава книги. А в роли Джессики Рэдлофф выступила Татьяна Шорохова.
Сезоны с шестого по девятый стали самыми успешными сезонами "Теории...": пик популярности пришёлся на то время, когда сериалы стали воспринимать серьёзно, их художественный уровень ощутимо вырос, как и конкуренция между стриминговыми платформами. Проект Чака Лорри и Билла Прэйди смог продержаться на вершине рейтингов достаточно долго, а в итоге из просто ситкома смог превратиться в универсальное, по–настоящему влиятельное социокультурное явление.
P.S. Помимо бонусной главы в книге Джессики Рэдлофф есть ещё кое–что не менее бонусное: короткие рассказы участников проекта, где они раскрывают совсем уж секретные секреты. Можно, например, узнать, какой же смысл вкладывал лауреат "Эмми" за монтаж Питер Чакос в перебивки с атомами, разделявшие сцены в каждой серии. И сделанное открытие точно вызовет желание пересмотреть ТБВ в бессчётный раз. Проверено лично.