Департамент исследований и прогнозирования ЦБ опубликовал вечером 17 октября бюллетень "О чём говорят тренды". По сути впервые Банк России не завуалированно, а открыто провозгласил: жёсткая денежно–кредитная политика (ДКП) — это всерьёз и надолго. Как минимум до конца 2024 года. Исследование содержит также массу тревожных пассажей, косвенно свидетельствующих, что на заседании совета директоров ЦБ 27 октября ключевая ставка будет повышена вновь, в третий раз подряд.
После некоторого замедления в августе инфляция вновь разгоняется, констатирует ЦБ. Если говорить о продовольствии, рост цен в сентябре ускорился до 16,9% месяц к месяцу с поправкой на сезонность. Это максимум с апреля 2022 года, когда экономика переживала сильный шок.
Параметры внесённого в Госдуму проекта федерального бюджета предусматривают сохранение существенного бюджетного импульса в 2024 году практически на уровне 2023–го, отмечается в докладе. "При прочих равных условиях для выхода инфляции на цель (4%. — Ред.) в такой ситуации требуется соразмерно меньшая величина кредитного импульса, чем при проведении нейтральной бюджетной политики. Это повышает необходимость сохранения жёсткой ДКП в течение 2024 года в целях поддержания ценовой стабильности, предотвращения дальнейшего нарастания инфляции и устойчивого и сбалансированного развития российской экономики", — пишут аналитики ЦБ.
Политику Банка России и жёсткость проводимой им ДКП не критикует, кажется, уже только ленивый. У оппонентов есть весомые аргументы — например, высокие ставки резко снизили доступность банковских кредитов для бизнеса. Но представляется, что главная причина совсем в другом — в отсутствии координации между ЦБ и финансовым блоком правительства.
Вот лишь один из многочисленных примеров: вчера Госдума в первом чтении одобрила предложение Минфина резко, сразу втрое, увеличить акцизы на вино и на 4–7% — на табак. Причём по сравнению не с 2023 годом, а с тем, что было ранее запланировано на 2024–й. Денег это в федеральную казну принесёт не много (39 млрд рублей, что скромно даже по меркам петербургского бюджета), а инфляционные ожидания подстегнёт. Получается, попытка ЦБ "загнать" индекс потребительских цен в рамки 4% напоминает бесконечную гонку за уходящим поездом. В таких условиях единственной альтернативой жёсткости ДКП может стать только супержёсткость.