Рост сборов за проход танкеров через Суэц затронет значительную часть российского экспорта нефти, но несильно отразится на её цене.
Сборы с некоторых категорий судов, следующих через Суэцкий канал, вырастут на 15% с 15 января 2024 года. Соответствующий циркуляр выпустила администрация канала. В документе сказано, что увеличение платы за транзит коснётся танкеров, везущих сырую нефть, нефтепродукты, сжиженный природный газ (СПГ) и сжиженный нефтяной газ, а также химикаты и другие наливные грузы. Помимо этого, платить больше за проход придётся контейнеровозам, транспортным и круизным судам. Для сухогрузов, судов с генеральными и накатными грузами тариф поднимут только на 5%.
В циркуляре отдельно указывается, что контейнеровозы, следующие из портов Северо–Западной Европы на Дальний Восток, освобождаются от объявленного повышения. Судя по документам, эта послабляющая мера будет действовать по крайней мере до конца июня 2024–го.
В январе текущего года администрация канала уже поднимала плату за проход всех судов на 15%, но для сухогрузов и туристических лайнеров — на 10%.
Суэцкий канал — главный транспортный узел международной торговли, обеспечивающий порядка 12% мирового грузопотока. Соответственно, в конечную цену всех этих товаров включается и ставка за проход через Суэц. Доходы властей Египта от эксплуатации канала за 2023 год прогнозируются на уровне $9 млрд.
При этом для России важность артерии в последние 2 года только возросла — в первую очередь из–за эмбарго Евросоюза на нефть и нефтепродукты из РФ, доставляемые по морю. До 5 декабря 2022 года, когда вступил в силу запрет на покупку российского чёрного золота, порядка 90% нефти из РФ отправлялось в ЕС морским транспортом. До кризиса спрос со стороны стран — членов блока покрывал примерно 47% нефтяного экспорта России. В итоге почти всё это сырьё сегодня отправляется в Азию и Африку. "Значительная часть нефти марки Urals, которая раньше шла в Европу, теперь должна проходить Суэцкий канал. Либо она попадает на рынки Африки", — объясняет заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Эксперт добавляет, что сборы за проход канала не так велики, чтобы оказать существенное влияние на конечную цену продукта. Но само по себе повышение тарифа ожидаемо — администрации канала приходится учитывать индексацию расходов и инфляцию.
На поставках в Китай удорожание прохода через Суэц не отразится практически никак. Порядка 85% российского нефтяного экспорта в КНР, по оценке Александра Фролова, следует с Дальнего Востока через трубопровод Восточная Сибирь — Тихий океан (по нему прокачивается нефть ESPO) и порт Козьмино.
Экспорт российского СПГ также идёт через Суэц, однако только частично. "Около 25% нашего СПГ производится на Сахалине, и Суэцкий канал к нему никакого отношения не имеет. Ещё около половины продаётся в Европе. Соответственно, только около 25% топлива затронет это повышение", — приводит примерные оценки Александр Фролов.
Одновременно с этим конкурировать с привычным направлением должен Северный морской путь, соединяющий Петербург с Дальним Востоком через Арктику. До полноценного конкурента Суэцкого канала маршруту пока ещё далеко, но в плане перенаправления сырьевого экспорта у него, скорее всего, есть будущее.
На 2024 год намечен ввод в эксплуатацию нефтеналивного терминала "Порт бухта Север", который строит ПАО "НК “Роснефть”". Мощность первой очереди должна составить до 30 млн тонн с перспективой наращивания до 100 млн тонн в 2030 году. Также по Севморпути планируют отправлять СПГ, получаемый на заводе "Новатэка" "Арктик СПГ — 2". Запустить проект также намерены в конце 2023–го — начале 2024 года.