Восстановление после санкций и новые инструменты маркетинга: эксперты фитнес-индустрии рассказали, как чувствует себя бизнес.
Наиболее успешным для отрасли оказался 2019 год. По данным Национального фитнес-сообщества операторов фитнес-отрасли России, тогда по итогам года объём рынка в целом по России составил 167 млрд рублей. Процесс восстановления после ковидного кризиса занял почти три года. По итогам III квартала 2023 очевидно, что стагнация на российском рынке прекратилась, практически все ключевые показатели оказались положительными: продажи клубных карт выросли на 2,7% к 2019 году и на 12,3% — к 2022; дополнительных услуг — на 0,1% и на 8,3% соответственно.
Посещаемость и загруженность клубов всё ещё остаётся на 4,1% ниже, чем в 2019 году, но выше на 9,2%, чем в 2022 году. При этом отрасль имеет по-прежнему низкую маржинальную прибыльность (5–7%, до пандемии — 15–17%) в связи с увеличением расходной части на ведение бизнеса. В целом совокупный объём выручки российских фитнес-клубов по итогам III квартала 2023 года вырос на 4,22 млрд рублей по отношению к аналогичному периоду 2022 года. Учитывая динамику роста совокупного объёма выручки относительно 2022 года, по прогнозам Национального фитнес-сообщества в IV квартале участники рынка смогут заработать порядка 43 млрд и перейти черту 170 за год.
Как отметила президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина, сегодня 49% рынка приходится на Москву и Петербург. Из 6 млн м2 площадей, где располагаются спортивные клубы, более 80% находятся в аренде, плата за которую "съедает" 30% от общего объёма выручки. В Петербурге основная масса клубов расположена в ТЦ. Наиболее активно сегодня развиваются студии отдельных проектов в спальных районах, к тому же их открытие требует меньших затрат, чем "полноценного" центра.
Рубль берегут
По данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) и агентства Fitness Data, в I полугодии рынок Петербурга и Ленобласти показывал рост во многом за счёт продаж дополнительных услуг, а также минимизации расходов. В частности, компании адаптировались к необходимости импортозамещения расходных материалов, например, средств для очистки бассейнов. По словам Елены Силиной, некоторые наиболее сильные игроки премиального сегмента подняли цены на услуги на 20%, а также позаботились о возвращении в зал клиентов, которые до этого приостановили тренировки. В других сегментах компании ушли в сторону распродаж, что в конечном счёте дало им возможность удержаться в зоне рентабельности и получить небольшую прибыль в пределах 3%. В целом фитнес-отрасль сегодня имеет очень низкую маржинальность в связи с ростом затрат на расходную часть, которая увеличилась на 23%. "Теперь маржинальность составляет в среднем 5%, тогда как до пандемического кризиса 15%–20%", — констатировала она.
Помимо оптимизации затрат, бизнес сегодня стал делать больший акцент на работу с корпоративными клиентами. По данным опроса Национального фитнес-сообщества, 7,9% компаний в целом по стране оплачивают сотрудникам 20% стоимости тренировок в фитнес-клубах, 3% оплачивают занятия полностью, 69,8% используют долевое участие (платят 50 или 70%), а также стимулируют сотрудников в зависимости от их деятельности, ещё 7,2% компаний вовсе не оплачивают персоналу спорт.
Как уточнила представитель Ассоциации в Петербурге и Ленобласти Наталья Борулько, привлечь людей в залы помог введённый налоговый вычет. Его могут получить люди, тренирующиеся во внесённых в перечень Минспорта фитнес-клубах. Национальное фитнес-сообщество стало инициатором системы мотивации в отношении руководителей компаний, оплачивающих тренировки сотрудникам путём предоставления налоговых стимулов или иных преференций на государственном уровне. Мера, по мнению Силиной, позволит расширить отраслевой рынок и увеличит количество занимающихся.
Не дать заскучать
Эксперты видят потенциал для роста рынка. Достичь его, по их мнению, может помочь грамотное использование инструментов маркетинга. Так, в АОФИ по Петербургу и Ленобласти проводят спортивные фестивали, чтобы вовлекать в занятия фитнесом больше людей. По мнению представителей Ассоциации, в дальнейшем это может принести клубам дополнительных клиентов. Другие участники дискуссии отметили рост популярности различных спортивных мероприятий. Например, генеральный директор АНО "Гонка героев" Денис Анников рассказал, что ежегодный прирост участников в соревнованиях, которые проводит его организация, составляет 30% и общее количество участников уже превысило 300 тыс. человек.
"Гонка героев" проводит тренировки в 22 субъектах, что составляет всего около 100 тыс. человек. Однако, несмотря на количественный рост, маржинальность падает в силу увеличения затрат. "У нас нет возможности поднимать чек до такого уровня, чтобы он мог нивелировать рост затрат, в противном случае это приведёт к снижению спроса на спорт, ведь это не занятие первой необходимости, от него люди могут отказаться довольно безболезненно", — сказал Анников.
С тезисом о том, что спортивные ивенты востребованы у населения, согласна и управляющая кроссфит залом "Backstage Crossfit", региональный представитель Crossfit в России и СНГ Вера Попретинская. По её наблюдениям, организация активностей — от соревнований до клубных выездов — мотивирует людей к занятию спортом.
Некоторые клубы, кстати, увеличивают посещаемости за счёт онлайн формата: позволяют людям подключаться к тренировкам из любой точки мира, стоимость таких уроков ниже, чем очных.
На новое железо
Санкции привели к необходимости переориентироваться на российских поставщиков. Сегодня, по словам экспертов, у рынка сформировался запрос на импортозамещение. Как пояснил эксперт по профессиональному спортивному оборудованию и внешним коммуникациям производителя оборудования под брендом Bronze Gym Никита Горячев, в первую очередь это касается силового оборудования.
"На данный момент мы производим силовое оборудование, нагружаемое дисками, грузоблочное оборудование, различные скамьи и подставки, силовые рамы а также crossfit–оборудование. В дальнейшем также планируем изготавливать уличные тренажёры. Также планируем коллаборацию с Китаем по кардиооборудованию, которое мы планируем начать производить в России, хотя с этим есть сложность: двигатели, электронные компоненты и софт для тренажёров в стране практически не выпускают, запрос же на них на рынке только растёт", — рассказал он.
Участники рынка обратили внимание на увеличение сроков поставок. Сегодня этот процесс может занимать три-четыре месяца. Международные производители, с которыми привыкли работать фитнес-клубы, продолжают продавать оборудование российскому бизнесу, но цены выросли вдвое относительно 2021 года.
Как рассказала Вера Попретинская, в её компании довольно давно работают с российскими поставщиками. "Например, на рынке доступно силовое оборудование, как локальной сборки, так и произведённое совместно с Китаем. У нас есть такие кардиотренажёры, они устраивают нас по качеству и подходят для тренировок профессиональных спортсменов в crossfit", — поделилась она.
Производители фиксируют рост спроса не только непосредственно от фитнес-клубов, но и со стороны корпоративного сегмента и государственного заказчика: для многих организаций наличие своего небольшого спортивного зала сегодня является must-have, это один из способов проявить заботу о сотрудниках. "Радует, что закостенелость у многих заказчиков начинает сходить на нет и если раньше они покупали тренажёры преимущественно крупных западных брендов, то теперь приобретают и российские тренажеры, которые по характеристикам не уступают западным аналогам, а благодаря невысокой стоимости по сравнению с конкурентами позволяют экономить бюджет не в ущерб качеству", — подчеркнул Никита Горячев.
Улетают на юг
Очевидно, для фитнеса остра проблема с кадрами. Эксперты называют отрасль человекоёмкой, в среднем в одном клубе площадью до 3 тыс. м2 работают порядка 70 специалистов (тренеров, администраторов). В 2019 году в целом по стране в фитнес-центрах трудились 768 тыс. сотрудников, в 2020–2022 годах индустрия потеряла большое число персонала из-за перехода кадров в онлайн, другие отрасли и мобилизации. По итогам 2022 года число работников насчитывало 456 тыс. Елена Силина обращает внимание, что бизнесу сегодня не хватает квалифицированных кадров, поэтому сегодня важно вовлекать молодых специалистов в отрасль и их готовить. В связи с этим Национальное фитнес-сообщество запустило Факультет фитнес и культуры здоровья в Университете "Синергия", который готовит кадры от тренеров до управленцев.
Однако с молодыми специалистами есть ещё одна проблема. Как указывает Наталья Борулько, они часто не задерживаются надолго в клубах, получают деньги и уходят. Некоторые едут на зиму работать в тёплых странах, а на лето возвращаются в Петербург. "В апреле 2023 года был подписан приказ Минтруда, по которому тренеры должны соответствовать профессиональному стандарту, — напоминает она. — В связи с этим многие вузы пересмотрели учебные программы. У нас, например, есть опыт создания совместных программ с НИУ ВШЭ и НГУ им. П.Ф. Лесгафта".
В целом эксперты считают, что, если в ближайшее время геополитическая ситуация будет спокойной, то, несмотря на высокую волатильность курса, рынок фитнеса ожидает рост. По прогнозам профессиональных ассоциаций, к концу года отрасль превысит допандемийные показатели по совокупному объёму выручки. Число клубов тоже вырастет. Всего по итогам года в России откроется около 600 залов, но преимущественно развиваться будет студийный формат.