Спрос на услуги автомастерских растёт. Люди стали реже покупать новые машины, но довольно активно перепродают и ремонтируют старые. При этом китайские марки пока что вызывают доверие далеко не у всех.
На смену привычным маркам автомобилей приходят незнакомые, в основном китайские. Как их ремонтировать, пока не всегда понятно, несмотря на официальную гарантию. К тому же поиск оригинальных запчастей ощутимо повышает стоимость ремонта. Тем не менее рынок авторемонта явно переживает подъём.
В активном поиске
Как рассказали корреспонденту "ДП" в онлайн–сервисе по поиску специалистов "Профи", в 2023 году спрос на специалистов по ремонту автомобилей в Петербурге вырос на 31%, а во всей России — на 42%. Динамика спроса на специалистов по кузовному ремонту составила +33% в Петербурге и +29% во всей России.
По наблюдениям экспертов "Авито Услуг", за период с января по сентябрь 2023 года у россиян спрос на автосервис вырос на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а предложение таких услуг увеличилось на 71% год к году. Наибольший потребительский интерес пришёлся на диагностику и ремонт авто: +41% год к году. На втором месте по доле спроса — кузовной ремонт и покраска (15%), на третьем — шиномонтаж и ремонт дисков. Кроме того, на "Авито" популярны услуги технического обслуживания автомобиля и автосервисы для самообслуживания.
В Петербурге за тот же период, отмечают эксперты "Авито", спрос на автосервис увеличился на 43%, а предложение выросло в 2 раза год к году. Наибольшая доля спроса среди петербуржцев также приходится на услугу диагностики и ремонта авто (40%), кузовной ремонт и покраску (16%), а также на шиномонтаж и ремонт дисков.
Сегодня на "Авито" размещено свыше 13,7 тыс. предложений по ремонту авто.
Эффект низкой базы
Вице–президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр рассказал "ДП", что продажи подержанных автомобилей выросли примерно на 27%, а новых — на 23%. Однако эти данные за нулевую отметку берут провальный 2022 год, так что их нельзя назвать позитивными.
“
"К сожалению, лидирует рынок продаж подержанных автомобилей, автопарк со страшной силой стареет. Сделки проходят, автомобили из старых становятся очень старыми, из прошлого переходят в вечность. Приток новых машин чрезвычайно мал, параллельного импорта немного. Китайские дилеры тоже сдерживают продажи, выставляя высокие цены. Плюс автомобили стали менее доступны, так как цены выросли и из–за утилизационного сбора. В итоге срок владения автомобилем существенно увеличился. Сейчас мало тех, кто обновляет авто раз в 3 года. Ещё меньше тех, кто обновляет раз в год", — говорит эксперт.
Генеральный директор аналитического агентства Gruzdev Analyze Александр Груздев подтверждает, что нынешний рост — это восстановительная динамика от низкой базы продаж прошлого года. "При переходе автомобиля от одного владельца к другому происходит как минимум два посещения СТО. Первое — когда продавец готовит машину к продаже, а второе — когда новый владелец привозит купленный автомобиль в сервис, чтобы проверить его техническое состояние. Хотя такие перепродажи и создают дополнительные визиты на сервисные станции, мы не можем сказать, что в целом автомобилисты стали больше “держаться” за свои автомобили, лучше их ремонтировать и содержать. Напротив, рекордные продажи автомобилей с пробегом в этом году показывают, что автовладельцы активно перепродают свои машины", — отмечает он.
Временные трудности
По словам Александра Груздева, в начале этого года ещё наблюдался дефицит запчастей для ремонта, но сейчас эта проблема решена. Другое дело, что на рынке ходит очень много поддельных автокомпонентов.
"Сейчас напороться на подделку как никогда проще всего. И для многих автомобилистов актуален вопрос — какой бренд запчастей выбрать", — подчёркивает он.
Управляющий автосервисом "Питер" Владимир Богданов рассказал "ДП", что у сервиса проблем с запчастями нет, удалось наладить поставки, в том числе для ушедших марок. Клиенты чаще всего обращаются за ремонтом бюджетных автомобилей. При этом китайские машины в сервисе не обслуживают: есть серьёзные претензии к их качеству в целом.
Ян Хайцеэр предлагает рассмотреть отдельно трудности с известными марками, которые были популярны до 2022 года, а отдельно — с китайскими, которые заняли свободное место.
Что касается давно известных марок, то всё довольно успешно продаётся. Запчасти производятся в Китае, компьютерное насыщение у бюджетных автомобилей неглубокое, так что трудностей с ремонтом не возникает. Такие авто просто стареют и постепенно исчезают. По параллельному импорту они не приходят.
Со средними и премиальными машинами сложностей больше, потому что оригинальные запчасти сильно подорожали. Трудно приобрести и привезти оригинальные запчасти: в первую очередь это связано с системой безопасности (ключ, сигнализация), электронными блоками. Так что бюджет ремонта таких автомобилей существенно увеличился.
Что касается китайских машин, то пока российские автолюбители их только узнают, ведь фактически ими массово пользуются всего 1,5 года. Но уже сейчас заметны плюсы и минусы. "Плюс: официальная гарантия. Минус: слабая каталогизация. Китайцы быстро делают замены по узлам и агрегаторам, быстро меняют поставщика, но с запозданием вносят обновления в каталоги, что вызывает сумятицу при заказе запчастей на китайские автомобили. У нас недостаточно опыта в обслуживании этих машин и неидеальная компетенция склада. Мы же привыкли, что “любой каприз за ваши деньги”, всё есть на складе и в течение часа нужная запчасть уже у мастера. Сейчас мы сталкиваемся с новой реальностью, когда нужно ожидать запчасти, может не то прийти. Дилеры стараются наполнять склад, но для полной компетенции нужно время и помощь наших партнёров из Поднебесной. Мы в любом случае зависим от импорта", — объясняет Хайцеэр.
Он полагает, что в будущем всё больше и больше компаний будут специализироваться на ремонте китайских автомобилей, потому что они активно заполняют рынок. "Срок владения автомобилем будет продолжать расти, соответственно количество поломок будет увеличиваться и будет важна доступность ремонта. Сервисам ремонта придётся непросто, потому что у покупателей будет меньше денег, но работы прибавится. Сложный период ждёт все техцентры страны в ближайшее время", — прогнозирует эксперт.
Александр Груздев предлагает не впадать в пессимизм. "Автомобили в парке есть, но по–прежнему эксплуатируются, требуют ремонта и обслуживания. Снижение пробегов в определённой степени повлияет на объём рынка послепродажного обслуживания, но это воздействие не будет критичным", — убеждён он.