Книжный рынок адаптировался к санкциям. Но независимых магазинов и издательств остаётся всё меньше.
В Петербурге, как и по всей России, прослеживается тенденция сокращения количества издательств и книжных магазинов. По данным сервиса "Контур.Фокус", количество объектов книготорговли в России с января 2020 года по октябрь 2023–го сократилось на треть. На 16% уменьшилось число издательств. За это время количество ликвидаций в 4 раза превысило число регистраций: с рынка ушли около 4 тыс. магазинов, а открыли бизнес менее тысячи. Самое большое количество книжных на октябрь 2023 года находится в Москве (500 юридических лиц), Московской области и Петербурге (по 300 юрлиц).
Назло инфляции
Как рассказала "ДП" заместитель регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group Наталия Киреева, в первом полугодии 2023–го на основных торговых коридорах Петербурга функционировали 47 книжных магазинов (1,9% площадей от общего объёма стрит–ретейла). При этом их количество действительно постепенно сокращается — по состоянию на конец 2021 года работали 52 точки. "Это происходит за счёт небольшого количества новых открытий, а в некоторые периоды закрытия могут превышать открытия почти в 2 раза. Так, например, за 2022 год состоялось восемь закрытий и всего пять открытий книжных магазинов. А за первое полугодие 2023–го открытий не наблюдалось вовсе", — поясняет она. В торговых центрах города книжные магазины занимают всего 17 тыс. м². При этом по сравнению со стрит–ретейлом за год площадь, занимаемая книжными магазинами в ТЦ, увеличилась на 4%.
Управляющая книжным магазином "Во весь голос" куратор одноимённой книжной серии Виктория Сафонова вспоминает, что из Петербурга ушёл магазин детской литературы "Чудетство", а одна из известных сетей, по её наблюдениям, едва ли прирастает новыми точками на карте.В то же время появляются музейные магазины в новых арт–пространствах (Masters bookstore на Левашовском хлебозаводе). В прошлом декабре запустило свой шоурум в Петербурге издательство Ad Marginem. Также проводятся книжные маркеты.
По словам участников рынка, сегодня книгоиздательский бизнес столкнулся с такими вызовами, как волатильность рубля, дефицит и повышение цен на бумагу, санкции, затрагивающие поставки оборудования для полиграфической промышленности. Издатели и полиграфисты налаживают новые партнёрские отношения с поставщиками из Азии, переключаются на сорта бумаги, производимые в России. Но это требует времени и дополнительных затрат, поскольку логистика подорожала, как и расходные материалы, а некоторое оборудование невозможно или крайне трудно приобретать из–за санкций.
Тем не менее отрасль демонстрирует рост. В 2022 году рынок вырос только в денежном отношении, но по итогам 2023–го эксперты ожидают увеличения объёма и в натуральных показателях, примерно на 3% в целом по России. Стоимость производства книгопечатной продукции растёт. В пресс–службе издательской группы "Эксмо–АСТ" рассказали, что стараются избегать повышения цен на книги, в первой половине 2023 года их удалось сохранить на прошлогоднем уровне.
Однако нельзя игнорировать влияние макроэкономических факторов, в связи с которыми в компании ожидают, что к концу текущего года цены могут подняться в пределах уровня инфляции, около 5–7%.
"В текущем году отпускные цены в целом по рынку увеличились в соответствии с ростом инфляции, которая составила примерно 5%. Тем не менее средняя розничная цена не выросла, и это во многом связано с ростом доли маркетплейсов, которые разрабатывают привлекательные ценовые предложения для своих покупателей", — поделились в издательстве.
Тиражи одной и той же книги часто отличаются по стоимости — это зависит от изменения цен на бумагу, краски, печать.
Ограничены в правах
По мнению ведущего редактора издательства "БХВ" Павла Шалина, основная проблема книжного бизнеса сегодня заключается в приостановке работы многих западных правообладателей с Россией и отказом лицензировать переводные книги. В результате полным ходом идёт переориентация на рынки дружественных стран — Индии, Китая. Это значит, что на рынке будет больше книг авторов из этих стран. Для начинающих российских писателей это тоже хороший шанс заявить о себе.
"Независимых издательств осталось немного. Из тех, кто остался, есть небольшие издатели, которые работают в своих узких рыночных нишах, на них глобальные тенденции оказывают меньше влияния. Те, кто работал самостоятельно и в основном с зарубежными правообладателями, либо переориентируются, либо закроются", — считает Шалин.
Эксперты полагают, что на сегодняшний день рынок находится на стадии адаптации. В прошлом году ряд иностранных издательств прекратили продажу прав на переиздание книг российским компаниям.
"С некоторыми издателями удаётся найти общий язык, но не со всеми. У нас была ситуация в 2022 году, когда ряд американских правообладателей отказались подписывать договор в тот момент, когда книги были уже практически переведены на русский язык. На книги, издающиеся в соответствии с такими правами, приходится большая доля рынка", — рассказал руководитель издательства "Клаудберри" Александр Троицкий.
Однако называть ситуацию фатальной не приходится. К тому же появляются новые российские проекты.
На всех носителях
Вместе с тем вкусы покупателей тоже меняются. Как рассказала операционный директор книжной сети "Буквоед" Мария Бахонкина, в компании наблюдают изменения в читательских предпочтениях: например, растёт интерес к исторической прозе и биографиям, манге и комиксам. Читатели могут интересоваться новыми направлениями, переключаться между жанрами. В целом спрос на книги, по наблюдениям сети, держится на уровне 2021 года.
"Формируется тренд на мультиформатное потребление, когда можно, например, интересоваться бумажной книгой в магазине и тут же начать её читать, потом продолжить чтение с телефона, находясь в дороге, а закончить аудиоверсией, пока занят делами. Когда у читателей такой большой выбор форматов, это упрощает общение с книгой и быстрее формирует привычку к чтению", — говорит Бахонкина.
Согласно недавнему опросу покупателей "Буквоеда", 8% читателей отдают предпочтение электронным и аудиокнигам, а 60% делают выбор в пользу печатных. При этом 32% легко переключаются между этими форматами.