Суд обязал институт Арктики и Антарктики отдать деньги за неоплаченное топливо для новейшей ледостойкой платформы "Северный полюс". Учёные обвиняют поставщиков в недобросовестности.
Петербургский Арктический и антарктический научно–исследовательский институт (ААНИИ) не расплатился за 120 тонн реактивного топлива для самодвижущейся ледостойкой платформы "Северный полюс" и не вернул оказавшиеся избыточными 1,3 тонны. Крупнейшего в России исследователя Арктики и Антарктики рассчитаться с нефтетрейдером ООО "Торговая компания “Сокол”" заставил арбитраж. Постановление о вступлении судебного решения в законную силу опубликовано 12 октября. Оно стало первым вступившим в силу судебным актом в споре между ААНИИ и "Соколом", включающем пять процессов почти на 100 млн рублей.
В Баренцевом море протекло…
В августе 2022 года по результатам выигранных конкурсов "Сокол" заключил три контракта с ААНИИ на поставку топлива общей стоимостью примерно 100 млн рублей. В первом контракте на 8 млн речь шла о топливе для мобильных групп — техники, используемой участниками полярных экспедиций. Второй касался керосина для вертолётов, обслуживающих платформу "Северный полюс" примерно за 10 млн, третий контракт — дизель для научно–экспедиционного судна "Академик Фёдоров", на котором в ноябре 2022 года стартовала 68–я Российская антарктическая экспедиция, почти на 80 млн рублей.
Вступившее на днях в законную силу судебное решение Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области вынес по спору о втором контракте. Из опубликованных на портале "Электронное правосудие" материалов видно, что "Сокол" поставил Арктическому институту 121,3 тонны топлива, 1,3 тонны из которых оказались избыточными, но институт не расплатился полностью и остался должен 1,4 млн рублей и 1,3 тонны керосина. Вместо погашения долга ААНИИ, как следует из материалов дела, отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке — признанию недействительным этого отказа посвящён отдельный судебный процесс, производство по которому приостановлено до вступления в законную силу спора о задолженности. Теперь, когда это произошло, суд вынесет следующее решение.
"Спор начался с того, что в Арктическом институте каким–то образом выявили недостачу топлива спустя месяц после отплытия “Северного полюса” из Петербурга — он был уже где–то в Баренцевом море. Прислали нам акт — мол, не хватает около 7 тонн. Но это же абсурд — каждый бензовоз замеряли специальной аппаратурой при приёме с него топлива их же сотрудники! Мы предложили им самим разобраться в происхождении недостачи, но ААНИИ вместо этого расторг контракт в одностороннем порядке…" — говорит коммерческий директор ООО "ТК “Сокол”" Илья Суворов.
"Мы поняли, что это ловушка…"
В конце сентября арбитраж отказал "Соколу" в признании незаключённым самого дорогого контракта — на поставку дизельного топлива для 68–й Российской антарктической экспедиции на "Академике Фёдорове" стоимостью 80 млн рублей. "Сокол" добивался признания контракта незаключённым после внимательного изучения прописанных в нём технических требований. ААНИИ указал в закупочной документации, что "Академику Фёдорову" необходимо топливо не ниже 3–го класса с температурой вспышки не ниже 40 градусов. Но в российских ГОСТах такого топлива не существует — температура вспышки 40 градусов соответствует дизелю 2–го класса, а у 3–го она должна быть 30 градусов.
"При подписании контракта мы упустили этот момент, но, когда в отношениях с заказчиком возникли сложности, внимательно изучили документы заново и поняли, что это ловушка, потому что мы должны поставить топливо, которого в принципе не существует. Попытка договориться о корректировке требований ни к чему не привела, ААНИИ расторг и этот контракт в одностороннем порядке. Поэтому мы и обратились в суд, чтобы признать контракт незаключённым…" — говорит Илья Суворов. Причины, из–за которых арбитраж отказал "Соколу", пока непонятны — на момент подготовки публикации судебное решение не было опубликовано. Но вступления его в законную силу ожидают ещё два приостановленных процесса. В одном "Сокол" добивается признания недействительным решения руководства Арктического института об одностороннем отказе от контракта, во втором уже ААНИИ хочет взыскать с "Сокола" 1,7 млн рублей.
По словам Ильи Суворова, компания будет добиваться отмены решения суда по поставке топлива для "Академика Фёдорова" в вышестоящих инстанциях.
След чёрной кошки
"Чувствуется, что в отношениях между сторонами в какой–то момент пробежала чёрная кошка. Иначе сложно объяснить, почему стороны заключили столько договоров, а потом начали обращаться друг против друга в суд, — комментирует конфликт между “Соколом” и ААНИИ Александр Арбузов, партнёр юридической практики консалтинговой компании “Альтхаус”. — Одно могу сказать точно: pacta sunt servanda (лат. “договоры должны соблюдаться”). Если покупатель принял товар, то, разумеется, должен заплатить за него…"
Медиагруппа ФГБУ "ААНИИ" прислала в редакцию такой комментарий: "Спор между ФГБУ “ААНИИ” и ООО “Торговая компания “Сокол” в рамках судебных процессов в арбитражных судах касается частичного неисполнения договорных обязательств со стороны контрагента. Государственные учреждения, осуществляющие закупки по 44–ФЗ, к сожалению, часто сталкиваются с недобросовестными поставщиками, которые, не обладая достаточными компетенциями, участвуют в конкурсных закупках, искусственно занижая цену. Выиграв конкурс и столкнувшись с необходимостью выполнять взятые на себя обязательства, но не имея реальных возможностей обеспечить требования контракта, такие компании придумывают различные уловки, чтобы оправдать свою некомпетентность и любыми способами срывают сроки исполнения обязательств…" — заявили в ААНИИ.