Продавцов накажут штрафами за навязывание товаров или услуг за доплату

Автор фото: Тихонов Михаил
Поправки, запрещающие навязывать покупателю дополнительные товары или услуги, внесены в КоАП РФ федеральным законом от 19.10.2023 № 505–ФЗ, который опубликован на официальном интернет–портале правовой информации. Новые нормы вступят в силу с 30 октября 2023 года. Помимо всего прочего они устанавливают штрафы за необоснованный отказ либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав.
Закон предполагает наказывать продавцов именно за навязывание покупки дополнительных товаров (работ, услуг), а не за предложение. Поэтому он выглядит скорее как защита прав потребителя, чем как регулирование, которое могло бы помешать бизнесу. Авторы инициативы — депутаты Госдумы Иван Сухарев и Сергей Каргинов — в пояснительной записке к документу при внесении его в нижнюю палату парламента ссылались на примеры, когда в одном из регионов потребитель, приобретший автомобиль у дилера, сообщил о том, что ему при покупке были навязаны дополнительные услуги: юридическая поддержка, помощь на дороге, эвакуация. "Предоставлять услуги должна была отдельная организация, в адрес которой клиент автосалона направил заявление об одностороннем отказе, пожелав вернуть уплаченные деньги", — говорится в пояснительной записке.
Как рассказала "ДП" специалист юридической компании "Интерцессия" Анастасия Чумак, в практике действительно бывали массовые случаи навязывания дополнительных услуг — например, некоторое время назад с ОСАГО в определённых регионах.
"Страховщикам было невыгодно реализовывать его, так что менеджерам на местах спускали распоряжение продавать ОСАГО только в связке с другими страховыми продуктами. И даже в этих случаях люди предпочитали либо идти на поводу и приобретать допуслуги либо вовсе отказываться от обязательного страхования на свой страх и риск", — говорит она.
При этом статья 16 закона "О защите прав потребителей" запрещает обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других. Юристы поясняют, что в некоторых случаях потребитель обращается в суды. Дополнительные продукты помимо автомобильного бизнеса предлагают и в сфере финансов. Но, как правило, там речь идёт не о навязывании, а о маркетинге.
В розничной торговле, по мнению участников рынка, представить себе навязывание услуг и товаров сложно — технология доппродаж подпадает под понятие акции. Генеральный директор SOKOLOV Николай Поляков считает, что закон никак не повлияет на cross и up sale политики розничных сетей.
"Вероятно, нововведения в большей степени касаются таких услуг, как страхование при получении кредита. Однако введённый запрет никак потребителям не поможет: кредитные организации “зашьют” свои риски в стоимость услуг, что приведёт к росту тарифов", — полагает он.
По мнению экспертов, как и во многих случаях, основной вопрос касается правоприменительной практики закона. Всё–таки "навязывание" в той коннотации, в которой его описывает документ, если и имеет место, то не распространено массово.
"На мой взгляд, закон очень рамочный и расплывчатый. Если человек покупает новое оборудование, его спрашивают, имеется ли к нему чехол, переходник и т. д. — это скорее сервис. Например, детские игрушки продаются без батареек, — рассуждает генеральный директор “Petrova 5 Consulting” Марина Петрова. — Введение закона ставит под вопрос то, как формировать сервис и общаться с покупателем. Некоторые вещи или услуги ему могут именно предложить. А умение клиента отстаивать свои границы — его ответственность".