Идея о переводе всех серверов и офисов игровых интернет–компаний в Россию сложнореализуема. Этому препятствуют как технические, так и экономические факторы.
На прошлой неделе президент России Владимир Путин поручил внести изменения в законодательство для перевода офисов и серверов игровых интернет–компаний, работающих на российскую аудиторию, на территорию России. Разговор об этом зашёл на заседании Совета по физической культуре и спорту, где была поднята проблема интернет–игр, в том числе так называемых "стрелялок", которые, по заявлению президента, "пропагандируют антигосударственные ценности".
В качестве примера были приведены случаи, когда всё российское в некоторых играх подаётся в негативном ключе. В связи с этим было предложено изменить законодательство таким образом, чтобы единый регулятор смог "блокировать полностью зону com и переводить любую систему в зону ru". Офисы компаний и игровые серверы должны открыться на территории России. Президент поручил проработать для этого конкретные шаги и подключить к этому регуляторов.
Не приземлятся
Скорее всего, "приземлять" в России игровые компании будут через обязательство открыть офис в РФ под угрозой штрафа и блокировки, считает главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании "ЭБР" Кирилл Ляхманов.
Основатель студии Vengeance Games, преподаватель Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Константин Сахнов отмечает, что этот сценарий труднореализуем. "Технически можно попробовать заблокировать как отдельный домен, так и всю зону com. На практике же мы помним историю борьбы Роскомнадзора с Telegram. Даже технологии китайского файервола не могут полностью ограничить доступ", — объясняет он.
Экс–директор по маркетингу компании "Иннова" Сергей Зыков солидарен с этим мнением. По его словам, если у игры нет выделенных российских серверов, то нет никакой технической возможности заблокировать сервис в зоне com и перевести его в ru.
"Тут надо понимать, что серверы — это самое важное. Если мы говорим о клиентских, больших играх, то портал (в какой бы зоне он ни находился, ru или com) только витрина. И даже домен в ru–зоне может давать возможность скачать клиент игры, сервера которой расположены в другой стране, и играть в неё. Если же говорить о так называемых браузерных играх, то в 90% случаев они и так оперируются российскими компаниями, купившими лицензию. И пользователям нет никакого особенного смысла играть на зарубежных порталах", — говорит он.
С юридической точки зрения ситуация примерно такая же. Можно потребовать, чтобы зарубежные компании перенесли серверы и открыли российские офисы, но в подавляющем большинстве случаев им это совершенно невыгодно.
Более того, часть компаний сейчас в силу санкций просто не имеют возможности это сделать, не нарушая законодательство своих стран.
Деньги решают
При этом чисто теоретически перенести серверы на территорию России всё–таки возможно. "Ещё легче просто открыть отдельные серверы для российских пользователей, выделив наших игроков в своеобразную “резервацию”. Так, например, в своё время поступила компания Blizzard с серверами своей игры World of Warcraft. Но мало кто готов будет с этим заморачиваться. Дорого, долго и экономически невыгодно", — рассуждает Сергей Зыков.
Константин Сахнов также говорит, что крупные магазины и издатели не заинтересованы в этом по финансовым причинам.
"Корпорации чаще ориентируются в первую очередь на финансовую составляющую, нежели на политическую. Но регулярно используют политику как повод для увеличения выручки. Так, Sony продолжает прекрасно возить фуры с консолями в Россию и Казахстан, а вот поддержку российских игроков официально закрыла", — приводит он пример.
Большинству зарубежных компаний гораздо проще расстаться с российскими геймерами, потому что они составляют несущественную долю выручки, чем выполнить требования о переносе серверов и создании юридических лиц в России.
"Также под вопросом остаётся цель такого решения: скорее всего, финансовый поток не поменяется", — добавляет Кирилл Ляхманов.
Поддержать своих
Подавляющее большинство иностранных компаний предпочитают работать через российских партнёров, которые полностью берут на себя заботу о локализации игры, её запуске на российских серверах, оперировании и поддержке пользователей, говорит Зыков. Но сейчас многие российские офисы зарубежных компаний, таких как EA, Ubisoft, закрылись по чисто экономическим причинам.
При этом российская аудитория онлайн–игр достаточно большая.
“
"Можно смело говорить о нескольких миллионах пользователей ежемесячно. В некоторых играх доля российских игроков может даже считаться превалирующей (например DOTA 2). Но, на мой взгляд, в текущей ситуации проще отказаться от оперирования игры в России или передать её в ведение российского партнёра (как сделал, например, Wargaming, передав все права на оперирование и развитие своих игр компании “Леста”), чем открывать отдельные серверы и заводить российские офисы", — подчёркивает эксперт.
Константин Сахнов отмечает, что сейчас российский рынок игр не превышает 1,5% мирового, поэтому лучше поддерживать отечественный геймдев и работать над законопроектами, предполагающими регулирование этой сферы на основе контактов с представителями бизнеса.